28 апреля в ТЮЗе имени Брянцева состоится премьера — спектакль «Собаки» по повести К.К. Сергиенко «До свидания, овраг» Режиссер постановки — ученик Л.А. Додина Георгий Цнобиладзе, лауреат премии Золотой Софит, в прошлом — главный режиссер театра «Мастеровые» в Набережных Челнах и Саратовского ТЮЗа. Георгий входит в число 5 лучших молодых режиссеров Москвы и Санкт-Петербурга по версии журнала «TimeOut», часто работает с подростковой аудиторией и современными текстами. На этот раз в центре внимания — темы свободы и доверия в любви. В интервью режиссер рассказал о своем опыте работе с молодым зрителем и готовящейся постановке.
— Георгий, вы сменили название работы и сместили ракурс внимания с одного героя на нескольких. Почему было важно рассказать историю во множественном лице? Чем вас привлекло это произведение?
— Повесть привязана ко времени своего написания: 70-годам 20 века, и во многом исследует тему наступления города на деревню: овраг зарастает, дикий мир исчезает и становится цивилизованным. Но меня больше трогает тема взаимоотношений между собаками и человеком (слабым и сильным). Мы написали инсценировку: у каждой собаки раскрывается своя судьба, звучит определенная человеческая история, которую, как в хорошем актерском театре, мы придумывали вместе. Мы сочиняем историю глазами собак: они — такие же существа, как и мы, у них существуют свои законы и логика поведения, обычаи, обряды, традиции, институты, любовь, смерть и все остальное. Кто для них люди? Избранные? Боги? Сейчас мы выходим на репетиции на сцене и будем с этим разбираться.
— Какое мнение у вас сложилось об артистах ТЮЗа? У вас необычный разновозрастный состав: в спектакле будут заняты как заслуженные артисты — такие как Сергей Надпорожский, Татьяна Ткач, Борис Ивушин, так и молодые исполнители: Юлия Корж, Данила Лобов, Александр Бобровский и др.
— Артисты — сильные. Пока не начнешь работать с актером, не пройдешь какой-то путь, ты не узнаешь его возможности. Для меня очень важно, чтобы артист менялся от репетиции к репетиции, рос — только так проявляется мастерство.
— Одной из важных тем является привязанность — как в прямом и переносном смысле. В произведении вольные собаки противопоставлены привязанным, живущим в несвободе.
— Если привязанность есть, зачем кого-то держать на поводке? Если есть доверие и любовь, как и в личной жизни, зачем читать смски, не пишет ли он другой? Он все равно будет с тобой, зачем держать его насильно. Мне кажется, что в любых отношениях главное любовь — и это то, чего им не хватает. Отсутствие любви озлобляет, ожесточает, приводит к проблемам. По этой идеалистической логике, если собака росла в любви, заботе и внимании, то она не будет бросаться на прохожих. Возможно, это не собака должна заслужить, чтобы ходить с человеком, а человек должен заслужить, чтобы ходить с собакой. Мне кажется, что иногда человека привязать важнее, чем собаку, это принесет больше пользы.
— Георгий, вы год проработали в Саратовском ТЮЗе. Почему вам интересно работать с молодым зрителем и что вы успели для него сделать?
— Наверное, мне хочется быть моложе, зарядится энергией, узнать новое о человеке. Я убежден, что каждое поколение умнее, честнее и, возможно, чище, предыдущего. Мы все время идеализируем — судим сегодняшнее по тому, что мы видим на улице, а о том, что было раньше — по кино, но это неправильно. Все бандиты 90-х учились в советских школах на советском кино и советской литературе, а такой жесткости, может быть, не было никогда и, надеюсь больше не будет. Откуда они все это взяли?
В Саратове раз в неделю мы делали читки острых, сложных современных подростковых пьес, близкие к эскизам, с намеками на сценографию, костюмами, ролями и обязательными обсуждениями. У нас были аншлаги. Я стремился привлечь целевую аудиторию, но для меня стало открытием, что на такие постановки еще приходило много педагогов, психологов и родителей, которые хотят что-то понять про своих детей. В детских спектаклях откровенные темы табуированы, мы не говорим про смерть, любовь, зависимость — только про какие-то общие ценности, про которые и в 7 лет рассказываем тоже. Но в 12 лет дети совершенно другие. Одной из лучших стала читка, которую проводили подростки — ребята из театральной студии, не профессиональные актеры. Об этом стоит задуматься — дети хотят видеть героями своих ровесников, это очень важный психологический момент.
— Какого зрителя вы ждете на ваш премьерный спектакль «Собаки»?
— Идеально, конечно, увидеть школьников, начиная с 4 класса. В этом возрасте уже не хочется смотреть сказки, но и скучно-взрослое не совсем интересно. Спектакль рассчитан на семейный просмотр! Говорят, собачники очень заинтересовались.
Елизавета Ронгинская