- СТАТЬИ

Георгий Цнобиладзе: «Если есть любовь, зачем держать на поводке?»

28 апреля в ТЮЗе имени Брянцева состоится премьера — спектакль «Собаки» по повести К.К. Сергиенко «До свидания, овраг» Режиссер постановки — ученик Л.А. Додина Георгий Цнобиладзе, лауреат премии Золотой Софит, в прошлом — главный режиссер театра «Мастеровые» в Набережных Челнах и Саратовского ТЮЗа. Георгий входит в число 5 лучших молодых режиссеров Москвы и Санкт-Петербурга по версии журнала «TimeOut», часто работает с подростковой аудиторией и современными текстами. На этот раз в центре внимания — темы свободы и доверия в любви. В интервью режиссер рассказал о своем опыте работе с молодым зрителем и готовящейся постановке.

— Георгий, вы сменили название работы и сместили ракурс внимания с одного героя на нескольких. Почему было важно рассказать историю во множественном лице? Чем вас привлекло это произведение?

— Повесть привязана ко времени своего написания: 70-годам 20 века, и во многом исследует тему наступления города на деревню: овраг зарастает, дикий мир исчезает и становится цивилизованным. Но меня больше трогает тема взаимоотношений между собаками и человеком (слабым и сильным). Мы написали инсценировку: у каждой собаки раскрывается своя судьба, звучит определенная человеческая история, которую, как в хорошем актерском театре, мы придумывали вместе. Мы сочиняем историю глазами собак: они — такие же существа, как и мы, у них существуют свои законы и логика поведения, обычаи, обряды, традиции, институты, любовь, смерть и все остальное. Кто для них люди? Избранные? Боги? Сейчас мы выходим на репетиции на сцене и будем с этим разбираться.

— Какое мнение у вас сложилось об артистах ТЮЗа? У вас необычный разновозрастный состав: в спектакле будут заняты как заслуженные артисты — такие как Сергей Надпорожский, Татьяна Ткач, Борис Ивушин, так и молодые исполнители: Юлия Корж, Данила Лобов, Александр Бобровский и др.

— Артисты — сильные. Пока не начнешь работать с актером, не пройдешь какой-то путь, ты не узнаешь его возможности. Для меня очень важно, чтобы артист менялся от репетиции к репетиции,  рос — только так проявляется мастерство.

— Одной из важных тем является привязанность —  как в прямом и переносном смысле. В произведении вольные собаки противопоставлены привязанным, живущим в несвободе.

— Если привязанность есть, зачем кого-то держать на поводке? Если есть доверие и любовь, как и в личной жизни, зачем читать смски, не пишет ли он другой? Он все равно будет с тобой, зачем держать его насильно. Мне кажется, что в любых отношениях главное любовь — и это то, чего им не хватает. Отсутствие любви озлобляет, ожесточает, приводит к проблемам. По этой идеалистической логике, если собака росла в любви, заботе и внимании, то она не будет бросаться на прохожих. Возможно, это не собака должна заслужить, чтобы ходить с человеком, а человек должен заслужить, чтобы ходить с собакой. Мне кажется, что иногда человека привязать важнее, чем собаку, это принесет больше пользы.

— Георгий, вы год проработали в Саратовском ТЮЗе. Почему вам интересно работать с молодым зрителем и что вы успели для него сделать?

— Наверное, мне хочется быть моложе, зарядится энергией, узнать новое о человеке. Я убежден, что каждое поколение умнее, честнее и, возможно, чище, предыдущего. Мы все время идеализируем — судим сегодняшнее по тому, что мы видим на улице, а о том,  что было раньше — по кино, но это неправильно. Все бандиты 90-х учились в советских школах на советском кино и советской литературе, а такой жесткости, может быть, не было никогда и, надеюсь больше не будет. Откуда они все это взяли?

В Саратове раз в неделю мы делали читки острых, сложных современных подростковых пьес, близкие к эскизам, с намеками на сценографию, костюмами, ролями и обязательными обсуждениями. У нас были аншлаги. Я стремился привлечь целевую аудиторию, но для меня стало открытием, что на такие постановки еще приходило много педагогов, психологов и родителей, которые хотят что-то понять про своих детей. В детских спектаклях откровенные темы табуированы, мы не говорим про смерть, любовь, зависимость — только про какие-то общие ценности, про которые и в 7 лет рассказываем тоже. Но в 12 лет дети совершенно другие. Одной из лучших стала читка, которую проводили подростки — ребята из театральной студии, не профессиональные актеры. Об этом стоит задуматься — дети  хотят видеть героями своих ровесников, это очень важный психологический момент.

— Какого зрителя вы ждете на ваш премьерный спектакль «Собаки»?

— Идеально, конечно, увидеть школьников, начиная с 4 класса. В этом возрасте уже не хочется смотреть сказки, но и скучно-взрослое не совсем интересно. Спектакль рассчитан на семейный просмотр! Говорят, собачники очень заинтересовались.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.