- СТАТЬИ

Международный театральный фестиваль ТЮЗа имени А.А. Брянцева объединяет режиссеров и знакомит с новым зрителем

С 24 мая по 1 июня в Санкт-Петербурге пройдет XXIV Международный театральный фестиваль ТЮЗа имени А.А. Брянцева. За это время покажут 26 спектаклей молодых и маститых российских и зарубежных режиссеров. Мы поговорили с Алексеем Франдетти, Тимуром Куловым, Иваном Орловым и Георгием Цнобиладзе, которые выпустили в этом году премьеры в ТЮЗе имени Брянцева, о сотрудничестве с театром и их спектаклях, которые покажут в рамках фестиваля.

Отрочество, Иван Орлов

— Какие у вас остались впечатления от работы с труппой ТЮЗа имени А.А. Брянцева?

Алексей Франдетти: В мюзикле «Обыкновенное чудо» у нас собралась отличная компания и артистов театра, и приглашённых актеров. Мне кажется, нам удалось создать ни на кого не похожий спектакль, при этом, не разочаровав многочисленных поклонников знаменитого фильма Марка Захарова, памяти которого и посвящён этот музыкальный спектакль.

Иван Орлов: Спектакль «Отрочество» создавался в творческой атмосфере настоящей любви. Вся наша команда — Никита Афанасьев, Игорь Фомин, Наталья Шурганова — очень довольна работой и профессионализмом артистов. У нас идет постоянное общение внутри постановочной труппы, я слежу за тем, как спектакль проходит и для меня очень важно, куда он движется дальше. С артистами сложились крепкие человеческие отношения еще с выпуска спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф» — многие из тех, кто даже не занят в «Отрочестве» приходили на прогоны, поддерживали, волновались, предлагали свои идеи — все это говорило о том, что театру важно, чтобы спектакль получился. ТЮЗ имени А.А. Брянцева давно стал мне родным.

Тимур Кулов: Меня порадовал актерский уровень: все артисты находятся в хорошем тонусе. Я часто что-то менял в процессе работы над «Носом», приносил новые идеи — актеры очень подвижные, быстро впрыгивали в предлагаемые обстоятельства, с легкостью менялись ролями — для них это вполне естественный, нормальный процесс. Я — человек со стороны, поэтому вижу в каждом новом для себя артисте что-то свое и использую их потенциал в нужном мне ключе. Это позволяет раскрыть в актере что-то неизведанное, вырасти с ним, и это ценно. У нас сложился прекрасный ансамбль, а спектакль получился петербургским, гений места дал о себе знать — я много ходил по гоголевским местам, город подпитывал и подталкивал к исследованию, задавал особый исповедальный тон.

Георгий Цнобиладзе: Я с большим удовольствием работал над «Собаками», дома в Петербурге, в хорошем серьёзном театре, с прекрасными артистами. Мы сочиняли эту историю вместе, а такое не всегда возможно — чаще бывает, что режиссёр говорит, а артисты исполняют.

Нос, Тимур Кулов

— Какой спектакль вы привозите на фестиваль и чем он будет интересен петербургскому зрителю?

Иван Орлов: Повесть Гоголя «Шинель» для любого жителя Петербурга — вещь очень личная, почти интимная, Акакий Акакиевич — это один из тысяч петербуржцев, бредущих сквозь площадь, где ветер пронизывает «со всех четырех сторон». Атмосфера мистического, готического Петербурга очень узнаваема, важна для повести и нашего спектакля. Но Петербург в спектакле Новосибирского театра «Глобус» совсем потерял романтичность, стал еще более жестким, совсем лишенным мелодраматизма, с  суровым сибирским акцентом. Встреча Акакия Акакиевича с шинелью — мистически-масштабное событие — значительно большее, чем просто встреча с курткой. Шинель становится его женой, в его жизни появляется женщина, которая способна подарить тепло и действительно спасти от вечного одиночества. В таком ключе потеря шинели оказывается вещью чудовищной, которая значительно обостряет все, что происходит далее. Все походы Акакия Акакиевича по инстанциям, попытки вернуть шинель приобретают еще больший трагифарсовый масштаб. Главным столкновением оказываются взаимоотношения департамента, который разбирает дело об украденных шинелях, и маленького чиновника, служащего в нем.

Алексей Франдетти: Все что делается во имя любви, искренне, честно, всегда имеет такой же отзыв и обратную связь. В нашем «Питере Пэне» очень много этого чувства. Любовь к истории, к музыке, к этим персонажам и к самому спектаклю, который очень важен для всех, кто работает в команде. Этой любовью мы и собираемся делиться с петербуржцами. Жаль только, что спектакль будет показан всего один раз, поэтому попасть на него просто жизненно необходимо. Поверьте на слово.

Георгий Цнобиладзе: Мне сложно говорить про свои спектакли — я всегда отношусь к ним очень критически, не считаю правильным себя хвалить. Шукшина люблю и скоро снова с ним соприкоснусь в Алтайском театре драмы. Всё банально — Шукшин пишет истории людей: любой рассказ — это судьбы и конкретные персонажи. Это интересно и, возможно, единственное, что вообще имеет смысл. 

Тимур Кулов: Помимо «Носа» мы покажем еще 2 работы. Спектакль «Лютый» Акмолинского русского драматического театра Казахстана создан по повести Мухтара Ауэзова. У нас получился драматический вестерн — это национальная классика, рассказанная современным языком. Во втором спектакле — постановке «Дервиш» переплетается жизнь народного артиста РТ, директора и художественного руководителя Буинского государственного драматического театра Раиля Садриева, и Нургали Хасанова, татарского богослова. Они — земляки, оба с буинского района. Путь в Мекку — главное путешествие любого правомерного мусульманина. В наш спектакль-разговор вплетены переломные для Нургали Хасанова и Раиля Садриева моменты жизни. Сейчас Раиль Садриев — двигатель Буинска, ставящий на театральную карту России свой театр. Проблем много, кадров не хватает, но он тащит все это — в нем есть какая-то сила, магия, магнит, который привлекает со всей страны творческие единицы и взгляды, и нам было важно показать, как переплетены судьбы людей, живших в одном месте с разницей  в сто лет.

Собаки, Георгий Цнобиладзе

— Какое значение для вас имеет участие в Международном фестивале имени А.А. Брянцева?

Тимур Кулов: На фестиваль приезжают высокопрофессиональные мастера, у которых можно многому научиться, плюс это точка встречи с другими режиссерами, с которыми можно поделиться опытом. В этом году заявлены мощные названия, я планирую посмотреть как можно больше работ.

Георгий Цнобиладзе: Для меня фестивали — это больше общение, знакомства. Мне интересно смотреть спектакли, и фестиваль предоставляет для этого прекрасную возможность.

Иван Орлов: ТЮЗ пригласил на фестиваль спектакль один из ведущих молодежных театров Сибири — любопытно, как произойдет их встреча, ведь оба театра, в том числе, занимаются репертуаром для подростков. Наш спектакль представляет собой рассказ современным языком классического школьного произведения, отражает сегодняшний взгляд молодого поколения сибиряков на историю маленького человека, и мне интересно, будет ли он близок молодым  петербургским коллегам.

Алексей Франдетти: Любой фестиваль — это еще одна возможность встречи с новым зрителем, с новой аудиторией, а в нашем случае, со зрителем моего любимого города. Именно поэтому он так ценен и важен для меня.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.