Царь-Рыба
- СТАТЬИ

Погрузиться в пучину тьмы

Все возвращается. Когда приходит необходимое для этого время. И человек сталкивается с самим собой. Получится ли победить свои страсти? Найдутся ли силы, чтобы признать свою вину? Возможно ли прощение? Эти вопросы — в смысловом поле премьерного спектакля «Царь-рыба», 23 апреля вышедшего на Новой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Интеллектуальный, чувственный и поэтичный спектакль Владимира Кузнецова поставлен к столетию Виктора Астафьева.

Воплотить на сцене сборник рассказов «Царь-рыба», написанный Виктором Астафьевым в 1976 году, — не такая уж простая задача. Сложный, вязкий, полный диалектизмов текст погружает в самобытный язык сибяряков, живущих на полуострове Таймыр на берегу Енисея. Люди находятся в постоянном диалоге с природой: огромным пространством тайги и широкой, бескрайней рекой. Режиссер Владимир Кузнецов во всем объеме отражает многогранность наречия, дополнительно вплетая в спектакль фольклорные песни и заговоры (специалист по сибирскому фольклору Людмила Махова).

Несмотря на, казалось бы, земное существование героев и промысловый заработок, их жизнь исключительно поэтична и метафорична. Такому восприятию художественного мира спектакля способствует оригинальная музыка композитора Владимира Брусса и притчевый жанр постановки. Пространство сцены (художник Татьяна Виданова) увешено канатами с крючками, в которых, как в хитросплетениях жизни, запутываются люди. Орудие ловли рыбы становится орудием возмездия: жертва и преследователь меняются местами. Человек сталкивается лицом к лицу со своим прегрешением и на себе испытывает все его тяготы. Игнатьичу и Командору дается второй шанс начать жизнь заново, но какой ценой…

Главные герои — братья Утробины, говорящая фамилия которых наталкивает на мысли о бытовом и приземленном существовании. Они действительно живут человеческими страстями и не задумываются о душе. Но страшная потеря — смерть дочери Командора и схватка с Царь-рыбой Игнатьича сподвигают их на переосмысление своей жизни. Им дается возможность перестать враждовать, вспомнить, кто они друг другу. Тема семьи, близости, единения рода — в центре интереса режиссера. Конкуренция, страстное желание наживы, гордыня нарушают привычные устои: каждый оказывается сам по себе и начинает противостоять не только человеку, но и стихии и даже Богу. Но жизнь ставит все на свои места.

Премьерный спектакль «Царь-рыба» показывает таких далеких и таких, на самом деле, близких нам людей. Вот старик — местный рыбак Сергея Шелгунова — носитель мудрости и деревенских сплетен. Ироничный, пытающийся вернуть неразумную молодежь с небес на землю. Отчаянный, азартный Командор Дениса Гильманова, окунающийся в горе с головой. Правильный и уравновешенный, самолюбивый Игнатьич Кузьмы Стомаченко, растоптанный и смиренный в схватке с Царь-рыбой. Смелая, правдивая жена Командора Александры Ладыгиной, пытающаяся достучаться до своего вечно пьяного, пропадающего на реке мужа. Четкая и довольная жизнью, но все-таки познавшая боль жена Игнатьича Янины Бушиной. Нежная, легкая, смятая как колос в поле Глашка Куклина Марии Хрущевой. Актеры работают чутко, сплетая невидимыми нитями полотно живописного спектакля.

Человек плывет на лодке жизни, пытаясь удержаться над бушующей и норовящей утопить его водой. Откуда эти волны, как не от страстей сердца? Что может сберечь его? Вера, родные люди, созидание. Ведь тогда добро будет множиться, а мир станет куда счастливее. Хорошо, когда об этом говорят со сцены. Да еще таким красивым, метафоричным языком. Премьерный спектакль позволяет насладиться совершенной режиссерской работой и точными актерскими высказываниями, рождающими полноценные образы русского человека с мятежной и беснующейся душой, которая готова погрузиться в пучину тьмы, чтобы испытать себя и очиститься.


Аглая Прокофьева

Об авторе Аглая Прокофьева

Читать все записи автора Аглая Прокофьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.