- СТАТЬИ

Варвара-краса»: творить сказку своими руками

16 декабря на Большой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева состоится премьера спектакля «Варвара-краса, длинная коса». В постановке режиссера-хореографа Антона Дорофеева принимают участие недавно пополнившие труппу артисты: Анастасия Малахова, Данила Лобов, Антон Войналович, а также составляющие костяк труппы актеры: Константин Федин, Денис Гильманов и др. Новогодняя история Евгения Муравьева по сказке Василия Жуковского расскажет о волшебном подземном царстве и любви, которая не знает преград. В чем заключается самобытность музыкальной постановки композитора Владимира Баскина и какими будут знакомые по кинофильму Александра Роу герои, читайте в нашем интервью.

— В чем главное обаяние вашего персонажа?

Данила Лобов, исполнитель роли царевича Елисея Берендевича: Он удалой парень, способный самым необычным образом решать задачи любой сложности. Каждый хочет быть таким: легким, веселым, никогда не разочаровывающимся, не вещающим нос, стремящимся к своей мечте. Обычно я работаю над персонажами, которые не всегда добропорядочными способами достигают своей цели, по-своему переживают боль и причиняют ее другим. Мне очень нравится амплуа идеального подлеца — всегда можно оправдать персонажа, подумать, почему он так поступает. И конкретно эта работа вступает в противоречие с привычно воплощаемыми образами: здесь действительно показан герой — человек абсолютно светлый, добрый внутри, который несет свет окружающим. Мне интересно, как я смогу справиться с этой ролью.

Анастасия Малахова, исполнительница роли Варвары-красы: Главное обаяние состоит в противоречии — с одной стороны Варвара — дочка царя подземного царства, негативного персонажа, девушка с огоньком, но в то же время она милая, мечтательная, верит в настоящую, искреннюю любовь. Она — яркая героиня и за ней очень интересно наблюдать. Варвара, живя в магическом мире, все-таки стремится к простому человеческому счастью, чтобы рядом был близкий человек, который будет просто держать за руку, и они будут жить счастливо и никогда не расставаться.

Константин Федин, исполнитель роли Кощея: Несмотря на главный стереотип о том, что Кощей — это что-то страшное, несущее смерть, ужас, трагедию — мой герой, в первую очередь в нашей истории — любящий отец. Да, это не отменяет никаких кошмаров и легенд, связанных с ним, но все же в моем видении это второстепенно. Судьбы двух дочек, Варвары и Маришки, которые уже вышли из девичьего возраста и готовы создать самостоятельную семью, не дают ему покоя. Во многом, как раз из-за них Кощей и находится в постоянном жизненном тонусе. Нельзя расслабляться. В прямом смысле этого слова. А когда у тебя взрослые дети, то существовать без юмора, иронии, где-то строгости — практически невозможно. Да, он родился таким, но, несмотря на главное предназначение, ради которого мой герой был послан на этот свет, он пытается жить по-настоящему, примеряя на себя все тяжбы обычного, живущего на земле (в его случае под землей), в простом мире человека. Кощей — любящий и переживающий папа — вот, что первично для меня. Не буду скрывать, что выбирая между положительным героем и отрицательным, меня всегда привлекали злодеи. Почему? Может быть потому, что в жизни я совсем не похож на них.

Денис Гильманов, исполнитель роли Царя Берендея: Мой персонаж царь Берендей — добрый, справедливый, но капризный царь. Собственно его каприз и послужил началом всей истории. Ведь не взбреди ему в голову пересчитать всё государство, так бы и жил, не зная подземного царства. Лично я его полюбил за его неугомонность. Он не может усидеть на месте. А эта черта близка и мне.

Антон Войналович, исполнитель роли Кощея: В нашей сказке Кощей выписан так, что не злодей вовсе: он — добряк, персонаж положительный, да, топающий ногами, зовущий палача в любой ситуации — но он же в первую очередь отец, который желает всего самого лучшего своим дочерям. Он о них заботится, любит, подбирает женихов, на самом-то деле замуж их выдавать не хочет — не от злодейства натуры, а потому что боится с ними расставаться. Он обаятелен тем, что ничего злого не делает — сколько бы он не строжился, сколько бы ему не нравилось изображать из себя злого, коварного, чтобы все его боялись, на самом деле в душе он прекрасный человек.

— Как проходят репетиции? В чем изюминка вашей постановки?

Константин Федин: Репетиция проходят сложно. Времени практически нет. Дни, когда удавалось собраться полным составом, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но самоотверженность артистов, вера режиссера, его помощь и поддержка оставляют надежду, что у нас все получится. Так же в этой работе в качестве помощника режиссера выступает мой педагог — Борис Алексеевич Ивушин. Это большое счастье — быть «под крылом» у такого человека. Его подсказки, где-то пинки, требования всегда объективны и по делу. Главное, что мы все стараемся получать удовольствие от процесса, несмотря ни на что. Хочется отметить Александру Чопик, с которой мы занимаемся вокалом. Её терпению, советам я благодарен особенно, ведь наш Кощей — поющий, а для меня вокал — всегда стресс. Антон Дорофеев с особой изюминкой ставит танцы — себе не изменит никогда, и это прекрасно. Наша история будет еще одной версией того волшебного мира, который так дорог и интересен любому человеку — и взрослому, и ребенку. Ведь кому из нас не хочется, чтобы случилось все «как в сказке»? Где добро всегда побеждает зло и все случается по мановению волшебной палочки! Надеюсь, что у нас получится создать волшебный мир, где возможно и естественно абсолютно все.

Антон Войналович: Интересно, что наша история не традиционная — у всех на слуху советский кинофильм «Варвара-краса», у нас сюжет чуть-чуть переделан. Мне интересно сделать харизматичного злодея, который ничего злого за всю сказку и не делает — он наводит много шуму и страху, при этом в душе будучи настоящим добряком, желающим счастливой развязки. К спектаклю написана очень хорошая музыка, один раз послушаешь, потому ходишь полдня напеваешь, песни очень сильно заражают — я думаю, что они войдут в хиты прослушивания. Антон Дорофеев делает замечательные танцы, костюмы невероятно красивые. Вся история получается достаточно легкой, приятной на слух, приятной глазу и приятной внутри для работы. Я думаю, нас ждет большой успех.

Анастасия Малахова: Работа у нас идет очень быстро, энергично, у нас замечательная команда — постановщики сразу знали, чего хотят от спектакля, поэтому мы долго не сидели, сразу же приступили к постановке музыкальных номеров, которые у нас занимают большую часть сценического времени. Спектакль был достаточно быстро собран, потому что все были внимательны, вовлечены в работу. Было очень интересно находиться в этом творческом процессе — наблюдать, как работают наши старшие коллеги — они всегда помогают, дают очень ценные советы — репетиции проходили в приятной, доброй обстановке.

Денис Гильманов: За 15 лет которые я служу театру, это самый стремительный выпуск на моей памяти. Времени, действительно, немного. Театр не перестаёт гастролировать, принимает участие в фестивалях, готовится к новогодней вакханалии и ставит новые спектакли. Поэтому репетиционный график спланирован очень чётко. Нет времени на раскачку. Учим текст и выполняем задачи режиссёра.

Данила Лобов: Репетиции проходят замечательно: мы накидываем разные предложения — что-то отметается, что-то остается, поем, танцуем. Нам дана творческая свобода в воплощении наших образов — мы сами создаем эту историю, занимаемся коллективным творчеством.

— Что самое сложное в жанре сказки?

Анастасия Малахова: Сложность состоит в уходе от бытового существования. Спектакль увлекает своей сказочностью, в нем объединены два мира — земной, реальный и подземный, магический — это создает в истории особую, увлекательную атмосферу. В детской сказке все должно быть ярко, но при этом органично и искренне — важно чувствовать эту грань и не переходить ее, потому что дети всегда чувствуют фальшь и неправду.

Денис Гильманов: Лично для меня жанр не имеет значения. Каждая работа сложна и интересна по-своему. В любом жанре нужно найти-сочинить персонажа. Простроить линию поведения. И, несмотря на сказочность данной работы, не потерять логики героя. Одно должно следовать из другого. «Петелька-крючок», есть такой термин. А самое главное, получать радость от проделанной работы. Чем веселее на этапе постановки, тем интереснее в жизни спектакля. Наш спектакль — это удивительная история о любви, о правде, о совести. Волшебная история, в которой торжествует добро. И нет отрицательных персонажей. Даже Кощей у нас, на мой взгляд, положительный. Что может быть лучше?

Константин Федин: Сказка создается в первую очередь для детей, ведь находясь в столь юном возрасте мы верим в, казалось бы, невероятные вещи. В тоже время дети — самые внимательные зрители. Обмануть их практически невозможно — раскусят на раз два. Самое сложное — чтобы наш внимательной зритель «выпал» из реальности и поверил в сказку, поверил в хорошее, поверил в чудеса. Ведь именно эта вера из детства помогает потом всем нам устоять во взрослой жизни. А творить чудеса для других своими руками — что может быть волшебнее?

— Это ваша первая роль в ТЮЗе. Чем вам стал близок театр?

Антон Войналович: Это мой первый большой опыт работы в детском спектакле, до этого я служил 10 лет в музыкально-драматическом театре. ТЮЗ стал мне очень близок, в первую очередь, людьми — вахтеры, все цеха, службы, помощники режиссера, я даже не говорю про артистов, художественно-постановочную часть, — коллектив волшебный в театре. Все очень доброжелательные, душевные, это такая большая семья, в которой друг о друге справляются, интересуются, желают самого лучшего, помогают. Невозможно не влюбиться в этот театр и я благодарен, что меня в эту семью приняли — мне крупно повезло. Я только начинаю работать, но у меня наилучшие впечатления от коллектива, все очень к себе располагают — приятно работать в такой атмосфере.

 Аглая Прокофьева

Об авторе Аглая Прокофьева

Читать все записи автора Аглая Прокофьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.