- СТАТЬИ

Данила Лобов: «Меня интригует борьба с внутренним бесом»

Данила Лобов служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева второй сезон. Молодой, талантливый и амбициозный артист — выпускник курса Ивана Благодера. Совсем недавно Данила был награжден Молодежной премией Санкт-Петербурга в области культуры и искусства сразу за три роли: Володи в «Отрочестве», Потанчикова в «Носе» и Алексея Буланова в «Лесе». Сейчас в репертуаре артиста 15 работ, только недавно состоялась премьера одной из них — Данила сыграл царевича Елисея Берендеевича в сказке «Варвара-краса, длинная коса». О работе с Уланбеком Баялиевым, тяге к режиссуре и близости героев Достоевского читайте в нашем интервью.

— Данила, вы стали лауреатом престижной премии, отмечающей творчество молодых артистов. Что вы чувствуете по этому поводу?

— Я был ошеломлен: да, у меня получились три разноплановые роли, которыми я доволен, но я никак не думал, что буду отмечен еще и премией. Год в театре был очень насыщенным, роли хорошие — это самое главное, и, дай бог, чтобы такие образы появлялись в моем репертуаре и дальше. У меня есть идея сделать спектакль по Михаилу Рощину и деньги, которые пришли от этой премии, я могу использовать как свой финансовый резерв на какие-то постановочные нужды, потому что понимаю, что найти финансирование на спектакль будет тяжело.

— Вы второй год подряд выступаете в качестве режиссера новогодних интермедий в фойе театра. Каких постановочных законов придерживаетесь?

— Самое важное помнить, что дети очень сообразительны и нельзя упрощать материал, думая, что они не смогут его постичь. Второе — необходимо искать какие-то изобразительные средства, чтобы ребенок не скучал, а действие развивалось динамично. По зрительскому восприятию, я вижу, что у нас получилась хорошая история, с правильными решениями.

— Почему взрослыми и детьми так любим жанр сказки? Музыкальная сказка «Варвара-краса, длинная коса» уже обретает своих поклонников.

— Сказка — это самый простой способ погружения в необыкновенный мир, знакомящий с архетипами характеров, которые откликаются сердцу. Увидеть в сказочных героях частичку себя, развить в себе такие же замечательные качества — вот что привлекает! Чем старше мы становимся, тем интереснее нам смотреть старые, нуарные фильмы, читать философскую литературу. Но при этом мозг тоже требует отдыха. Чему и служит наш спектакль. Конечно, взрослые увидят и иронию, которую мы туда вложили, над событиями и персонажами, а ребенок узнает, что такое смелость и трусость, сила и слабость, добро и зло, — узнает, каковы базовые ценности мира.

— Чем живет ваш Алексей Буланов, герой премьерного спектакля «Лес»? Стоят ли они с Раисой Гурмыжской друг друга?

— Стоят, это прописано у Островского в самой пьесе — у каждого персонажа свой интерес. Пьеса «Лес» о любви к театру, все персонажи сами по себе очень театральны, каждое свое действие совершают не исподволь, а активно, явно и у всех на виду. Мой герой все понимает от самого начала, просто ищет наиболее правильный подход и к финалу достигает примерно того, чего хотел. Он выстроил общую канву своей жизни от начала и до конца и идет к своей цели. Карп говорит, «нужно внимательнее смотреть в глаза», Алексей берет себе это на вооружение, это какое-то время работает. Потом ему говорят, что не нужно уже работать так, нужно быть более серьезным — он становится таким, подстраивается под факторы, которые ему накидывают и добивается своей цели — комфорта и востребованности.

— Как проходили репетиции с Уланбеком Баялиевым?

— Репетиции проходили по-домашнему. Уланбек выбрал очень интересный способ работы — со второй встречи мы пробовали что-то на ногах, мы еще ничего не знали ни про персонажей, ни про друг про друга, пьесу только до конца один раз читали. Но режиссер сказал: «встаем и пробуем воздействовать друг на друга». В итоге, все, что мы придумали в танцклассе, при поездке в Щелыково, все тренинги — все это вошло в финальный спектакль. Все забавные случаи и ситуации Уланбек проецировал на спектакль, чтобы материал стал нам понятнее. И самих нас вживал в этих персонажей, например, когда мы ездили в Щелыково, мне запомнился момент, когда мы были в доме у Островского, и я очень долго смотрел в окно. В этот момент ко мне сзади тихо подходит Уланбек и говорит: «а теперь представь, Алексис, что все это может быть твоим». Он всегда подкидывал что-то, имеющее отношение к персонажу.

— Роль Потанчикова в «Носе» Тимура Кулова — взялась из ниоткуда и заполнила собой спектакль. Почему любовь Потанчикова и Подточиной обречена на трагедию?

– Жизни за пределами заведения «Кушанье и чай» просто нет. Мы существуем только в моменте, пока находимся в этом месте, и наша судьба вершится там — мы знакомимся, наши отношения развиваются и мы теряем друг друга, умираем. Если мы уйдем за задник, мы перестанем существовать — автор не прописал нашей дальнейшей судьбы. Тимур Кулов — очень актероцентричный режиссер. Если интересный ему персонаж активно не проявляется в произведении, а просто упоминается, он смотрит на артиста и думает, как эту линию можно расширить, в какую сторону должно пойти действие. Изначально, в «Носе» должен быть другой финал, но где-то за 2 недели до премьеры Тимур принес новый вариант инсценировки, который и является итоговым. Наши персонажи появились довольно поздно, но стали важной частью спектакля. Линия любви героев дает возможность увидеть несбыточность мечты и трагизм жизни.

— Вы говорили, что вам близок художественный мир Достоевского, а в частности образ Вани Карамазова. Вам нравятся герои-интеллектуалы, обуреваемые противоречивыми идеями? Ваш Володя из «Отрочества» может вступить на путь Ивана Карамазова, к этому есть предпосылки.

— Хорошая аналогия, возможно, что-то общее есть, просто до Ивана мне не хватает лет дцать. Роль Ивана привлекательна тем, что в нем есть борьба с внутренним бесом, это внутреннее, интригующее противостояние человека. У меня типаж отрицательного героя, амплуа «идеальный подлец», мне очень нравится выплескивать какие-то негативные эмоции, потому что они очищают мою душу. Любопытно разбираться в разных, в том числе темных аспектах души человека. «Бесы» — лучший роман Достоевского: у каждого героя своя идея, не все могут с ней справится, но это не значит, что такой человек, который ее выдержит, однажды не появится. Меня увлекает, что в действиях героев появляется не бытовая мотивация, постоянно существует дополнительный фактор, если не учитывать который, человека будет невозможно объяснить.

Ваш Володя в пьесе «Отрочество» Ярославы Пулинович по роману Л.Н. Толстого — некое связующее звено между миром взрослых и детей. Кто он для Николеньки?

— Володя пытается занять место родителя. Я появляюсь на сцене постоянно и моя задача как актера постоянно пинать Николеньку, давать какую-то энергию, чтобы он мог двигаться дальше. Для Николеньки отец — это скорее отображение авторитета, то, что с чем нельзя спорить, а с братом можно попытаться поспорить, что он и делает. Мне нравится «Отрочеством» тем, что режиссер нам дал большую свободу в воздействиях друг на друга, поэтому из спектакля в спектакль я просто хватаюсь за какие-то разные идеи, темы и по-другому веду роль. В каком-то спектакле я очень сильно агрессирую на Николеньку, в другой — пытаюсь войти в его положение. Там огромное поле для экспериментов. Володя — сын маминой подруги, и жнец, и чтец, и на дуде игрец, все закончил с отличием, это 1% населения земли, а Николенька — остальные 99%, это задевает младшего брата и становится основой их внутреннего конфликта.

— Недавно вы вернулись с гастролей из Новосибирска, с «Рождественского фестиваля искусств». Как прошли первые гастроли мюзикла «Обыкновенного чуда» и какое значение фестивальные поездки имеют для артиста?

— Это технически сложный спектакль, и все мы были готовы к катастрофе, но оказалось, что мюзикл можно вывозить — он прошел очень спокойно и правильно, слаженно и комфортно. Для артиста гастроли интересны возможностью поработать на другой площадке: к своей родной сцене ты быстро привыкаешь, а на другой площадке ты смотришь на спектакль с другого ракурса. В Казахстане у нас были интернациональные гастроли, мы пообщались с огромным количеством ребят из разных стран и театров. Гастроли — это возможность развеяться и сплотиться с коллективом, это расслабляет и собирает одновременно.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.