соколова
- СТАТЬИ

Творческий вечер Ирины Соколовой «О любви и печали»

Творческий вечер народной артистки России Ирины Соколовой состоялся 17 мая: актриса отмечала свое 80-летие. На празднике, режиссером которого выступил народный артист России Валерий Дьяченко, удалось красочно раскрыть биографию Ирины Соколовой на фоне становления ТЮЗа имени А.А. Брянцева, связать воедино прошлое, настоящее и будущее первого детского театра страны и его примадонны. В этом помогали актеры труппы, любимые друзья, представители правительственных организаций. Актриса работала в ТЮЗе с 1963 по 1999 год и за это время сыграла более ста ролей. Сейчас в  репертуаре Ирины Соколовой 3 спектакля на родной сцене: «Вино из одуванчиков», «Старосветские помещики» и «Иудушка из Головлева». В конце мая актриса получает правительственную награду, а на «Аллее звезд» у здания ТЮЗа закладывается ее именная звезда. Окунемся в праздничное действо и историю становления таланта Ирины Соколовой.

Ни одно поколение ленинградцев, а также петербуржцев выросло на спектаклях Ирины Соколовой. Она играла всех — бабушек и дедушек, мужчин и женщин, мальчиков и девочек,  юношей и девушек, животных и представителей неодушевленной природы. Актриса вспоминает, что первую роль сыграла в возрасте 5 лет — это был гномик в спектакле «Золушка», где мама играла фею-крестную. Ирина Соколова — из актерской семьи,  с детства была окутана творчеством и стремлением познать мир. Во время блокады семья актрисы покидает Ленинград: полуживую полугодовалую девочку с огромным трудом удается спасти. Семья обосновывается в родном Мурманске, отца забирают на фронт, где он погибает. Через некоторое время мама выходит замуж за актера Геннадия Ложкина и рождается сестра — сейчас заслуженная артистка России Елена Ложкина.

Ирина с детства играет в театре, в котором служат родители, и решается поступать в ЛГИТМиК. В первый раз это не удается сделать, и Ирина предпринимает вторую попытку через год. Поступление в студию Л.Ф. Макарьева при ТЮЗе оказывается успешным, и начинается профессиональное становление актрисы. Ирина Соколова вспоминает, что с первого курса начались вводы в репертуарные спектакли театра, которые были прекрасной практикой для молодых артистов. Выпускным спектаклем стал восстановленный «Конек-Горбунок», в котором актриса играла заглавную роль. С юмором и нежностью Ирина Соколова делится байками про учителей и старших товарищей по труппе, отдавая дань уважения их самоотдаче и профессионализму, заботе и умению направить.

Кинопленка транслирует выдающиеся спектакли: «Бемби», «Конек-горбунок», «Маленький принц», «Весенние перевертыши», «Гамлет», «Не уходи никогда», «Наш цирк», «Наш, только наш», «Открытый урок», звучит аудиозапись постановки «Кошка, которая гуляла сама по себе», кадры из фильмов Александра Сокурова: «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Молох», «Телец». Временные границы стираются и зрители погружаются в великую эпоху театра. Брянцев, Корогодский, Тараторкин, Шуранова, Хочинский, Каморный, Волкова, Крейлис-Петрова, Лавров, Шибанов, Иванов, Жвания — молодые, лучезарные встают перед нашим взором, и сердце наполняется горем невыносимой утраты, восхищением творческой энергией, осознанием чуда духовной жизни театра. ТЮЗ имени Брянцева шагает к своему столетию, труппа театра полна талантливых, многогранных артистов, все вместе составляющих большую театральную семью. Наследование принципам театральной игры, заложенным основателями театра, чуткое отношение к материалу, трепетное партнерство и любовь к зрителю, умение работать с детско-юношеским залом, желание говорить о важном сохраняется и поныне, подчеркивая, насколько силен творческий и человеческий дух ТЮЗа. Молодые артисты труппы стали прекрасным дополнением творческого вечера: во время того, как они исполняли музыкальные композиции, транслировались черно-белые фотографии прошлого столетия, главная виновница торжества листала ролевую тетрадь — и все эпохи сливались воедино, рисуя ТЮЗ как образец высокого искусства.

Ирина Соколова читала воспоминания итальянской актрисы Элеоноры Дузе, во многом отражающие ее жизнь. Удивительная самоотдача, сомнения в купе с восторгом, получаемым от игры, человеческие трудности, которые становились духовным оплотом, постоянный выбор и попытка определить природу игры, свою любовь к театру — наполнила творческий вечер дополнительным контекстом. Колебание на грани автобиографичности и художественности в сочетании с поздравительным форматом, позволило испытать гамму эмоций и театральной радости от встречи с настоящей актрисой. Ирина Соколова так легко переходила от текста своей жизни к литературному, что порой казалось, что актриса играет моноспектакль. При этом, периодически Ирина Соколова выходила из образа и отпускала различные шуточки насчет происходящего, живо реагируя на реакцию зала или партнеров. Зрители тепло и с вниманием следили за происходящим: доверительная и искренняя атмосфера окутала праздник.

Умение вскрыть сущность персонажа, найти его индивидуальные черты характера, с верой, азартом и удовольствием от партнерства играть самые невообразимые сценки, говорить душой, снимая всю внешнюю поволоку — тонко ощутимый талант актрисы. В спектакле  «Вино из одуванчиков», отрывок из которого был представлен, Ирина Соколова играет удивительную женщину, почувствовавшую духовную связь с молодым человеком и мечтающую о том, что в следующий раз они встретятся в нужное время. Актриса легкокрыло парит над смыслом, рисуя драму несовпадения и искреннее родство душ людей разных поколений. Ирина Соколова как факир меняет облики и в сцене из спектакля «Старосветские помещики» играет обаятельную Пульхерию Ивановну, мудрую, трезвомыслящую, горячо любящую своего мужа-затейника и легко включающуюся в игру. Магия театра увлекает зрителей, завороженно наблюдающих за неповторимым талантом Ирины Соколовой.

Актриса умеет наполнять паузы смыслом, чувствует правду жизни, глубину мысли и чувства каждого героя и раскрывает его максимально точно и светло. Этот талант правды заряжает зрительный зал и меняет ракурс восприятия театрального действа. Театр становится жизнью, герои — одними из современников, а история — частью нашего человеческого опыта. Ирина Соколова — мост между Брянцевым, Корогодским и современным ТЮЗом, камертон различных эпох, воплощение кристальной чистоты и радости театрального творчества.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.