зима
- СТАТЬИ

Зима в прошлом

12 мая в пространстве театра «ЦЕХъ» прошел показ этюдов на драматургическом материале пьесы В. Ольшанского «Зимы не будет!» в рамках очередного проекта Социально-художественного театра, который был осуществлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Большой проект «Круговорот добра в природе» объединил людей из нескольких социальных проектов и спектаклей-акций, которые театр сделал за несколько лет своего существования: это и «Пьесы жизни», где театральным путем исследовались возможности пережить зависимость, а также «Зеркало» и «Послушайте!» в которых играют дети из приютов и детских домов. Осенью выйдет полноценный спектакль «Зимы не будет!».

Фото: Анна Чеснокова

Социально-художественный театр под руководством Ларисы Грачевой с первых дней существования занимается различными проектами терапевтической направленности. Артисты театра и другие педагоги проводят специальные актерские тренинги с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, алко- и нарко- зависимыми, а также с детьми и подростками, которые остались без попечения родителей. СХТ успешно помогает им социализироваться через театр. Во время работы над «Зимы не будет!» у одних появилась возможность пообщаться с детьми, которых они не воспитывали, у других – получить заботу от взрослых людей. У тренингов есть и художественный выход – люди, которые занимаются в СХТ, выпускают спектакли и показывают их на публике.

В одном из таких проектов — «Пьесы жизни» театр работал с реальными историями людей, которые цепляли свой искренностью.

Фото: Анна Чеснокова

Для новой работы режиссеры и педагоги выбрали пьесу В. Ольшанского «Зимы не будет!». Режиссер Сергей Исаев написал сценарий «открытого урока» (показа) в котором постарался объединить этюды с высказыванием артистов, их личными историями.

В спектакле «Зимы не будет!», премьера которого назначена на 29 сентября, будет два состава: первый – только со взрослыми участниками и смешанный состав (дети и взрослые).

Пьеса, написанная в 2005 году, некогда имела успех у ТЮЗов, детских и школьных театров, так как на сложные, остросоциальные темы в ней говорили иносказанием в стиле басен Крылова: главные персонажи тут кошки, и они оказываются лучше людей, хоть им и свойственна часть человеческих пороков. Кроме того, важно, что в сюжете присутствует множество социальных проблем нашего общества, в которых зрители легко узнают сводки из печальных новостей: одинокая старушка, продавшая свой дом в деревне, живет в ларьке с четырьмя котами, её сын, потратив, все деньги матери, не помогает, а плюсом к этому, администрация решает отрубить свет и тепло во временном жилище. Есть ли какой-то свет в этом жутковатом царстве? На этот вопрос и пытаются ответить участники спектакля.

Фото: Анна Чеснокова

К сожалению, некоторые артисты – то ли от волнения, то ли от недостаточных репетиций – иногда спотыкались об текст, из-за чего возникали неоправданные паузы. Это отчасти компенсировалось обаянием актеров-любителей, которое по полной программе использует и режиссер. Спектакль начинается с того, что персонаж обозначенный, как Администрация (Маргарита Орлова) выгоняет со сцены Михаила Бондаренко – одного из педагогов проекта, едва успевшего договорить вступительную речь. И только осознав, что она на сцене, решает поделиться историей про бедную бабушку.

При этом чувствуется, что режиссер доверяет начинающим артистам – он не прикрывает их изобретательными мизансценами, или оригинальной музыкой. Выгородка тоже подчеркнуто аскетична – одна лавочка в глубине сцены, сегмент строительных лесов в роли дерева, стол и пара стульев. По «дереву» постоянно ползает кто-то из котов, а монологи этого персонажа, разделенные между двумя участницами Таней Ермошиной и Шурой Шадриной напоминают умиротворяющие мантры дзен-буддистов.

Любопытно, как в спектакле сочетаются говорящие коты и деревья, с принципиально натуральным способом существования. Саму бабушку играет Светлана Бойкова, создавая типичный образ женщины из отечественной глубинки: сгорбленная спина, платок на голове и нескончаемые вздохи о жизни. Она с улыбкой вспоминает о сыне, которого вырастила, видимо, в одиночку, и который, теперь, переехал в город и редко вспоминает мать.

К сценам, прописанным драматургом, режиссер решил добавить размышления от лица персонажей-котов, таким образом, давая высказаться и самим артистам. Андрей Чирков, Артем Некрасов, Александр Канухин и Ксения Гринина, которые играют котов, по всей видимости, подкладывают под размышления о человеческой природе собственные истории. Другим героям свободы в высказывании дано гораздо меньше, однако и в самом тексте пьесы есть множество моментов, провоцирующих публику на осмысление социальных проблем. Павел Солонко и Анастасия Бабкова, которые играют сына бабушки и его жену, в одном из эпизодов демонстрируют типичную семейную ссору с криками и хлопаньем дверьми. Каждый зритель может увидеть со стороны, насколько отвратительно выглядит такая истерика.

Фото: Анна Чеснокова

В финале пьесы коты спасают бабулю от наступления зимы тем, что привязывают к дереву опавшие листья. В версии СХТ коты более рациональные – они просто обнимает свою любимицу со всех сторон. Спектакль же заканчивается на монологе дерева о том, что когда то давно с него улетели птицы, чтобы найти «дерево получше». Актриса произносит это без грусти, а с каким-то всепрощающим спокойствием. Пожалуй, в этом один из главных посылов спектакля – прошлое нужно отжить. В этом и свет – прошлое прошло, и теперь будет новая, другая жизнь. Такая терапия, безусловно, помогает актерам отжить свои тяжелые воспоминания, отработать их на сцене, и больше никогда к ним не возвращаться. Но и для зрителей это тоже своеобразная прививка от такой жизни.

Автор: Антон Алексеев

Об авторе Ярославна Ефимова

Читать все записи автора Ярославна Ефимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.