- СТАТЬИ

В унисон с действительностью: в ТЮЗе состоялась драматургическая лаборатория «ПЬесочница»

Уже третий год подряд в рамках Международного поэтического фестиваля «Барто» ТЮЗ имени А.А. Брянцева проводит драматургическую лабораторию «ПЬесочница», целью которой является знакомство с современными драматургами, пишущими произведения для детей. Среди 60 пьес были выбраны 3 лучших произведения, рассчитанных на разный возраст. Они были прочитаны студентами курса С.Я. Спивака, а члены детского жюри определили лауреата фестиваля. Им оказалась пьеса Анна Гейжан «Гномы московского метро». Погрузимся в художественные вселенные авторов и узнаем, о чем, на их взгляд, думают дети 21 века.

В течение трех дней на Новой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева проходили читки пьес современных писателей, сопровождающие обсуждениями увиденного. Произведение члена Союза писателей Москвы, сценариста Анны Гейжан «Гномы московского метро» было прочитано первым. Фантастический мир произрастает из реального, они существуют в плотной взаимосвязи друг с другом, как в романах о Гарри Поттере. Специальная дверь между мирами (вспомним платформу 9 ¾) находится прямо в московском метро. По замечанию драматурга, эта дверь существует в реальности, и именно она натолкнула на создание сюжета о гномах. На этом параллели с произведением Джоан Роулинг не заканчиваются. История о девочке с ушами гнома — мальчика со шрамом, поиск ответа на вопрос о своем происхождении — в центре сюжета. Вместо волшебных палочек здесь звезды (7 у каждого гнома), обладающие различной магической силой. Знаковое для русских сказок число 7 и здесь означает путь к истине, тайну, которую нужно раскрыть. Замечательные объемные образы гномов, структурированный художественный мир подземелья позволяет полностью погрузиться в сюжет: зеркальный мир, в котором живут другие создания,  возможность соприкоснуться с чудом увлекает зрителя. Дети проходят испытания и узнают ответы на вопросы, обретают дружбу и веру друг в друга. Тема непохожести на других и  безотцовщины тоже мелькает в произведении, но без негативного акцента. Главное — это детская любознательность и готовность бороться со своими страхами на пути познания мира.

Второй прочитали пьесу «Про мальчика Сашу» Вадима Федорова, председателя Союза русскоязычных писателей Чехии, члена Национальной Ассоциации Драматургов. Сюжет  пьесы напоминает историю, идущую на Большой сцене Тюза имени А.А. Брянцева — «Сказку о потерянном времени». В центре внимания — противопоставление двух ценностей, мира живых чувств и эмоций миру интернет-пространства, заменяющего настоящую жизнь. На вокзале находят мальчика, отправившегося за родителями в Крым, потому что бабушка, с которой его оставили, попала в больницу, а он хочет быть со своими близкими. Мальчик Саша знакомится со Дежурной по вокзалу и Лешим, помогающими справиться с бандитами, которые хотят его поймать. А охотятся они затем, чтобы пополнить банду Властика, создающего свое счастливое поколение детей. Но счастье их умозрительно — оставившие без гаджетов дети чувствуют себя одиноко. И привязанности к главарю банды у них нет — они лишены духовных основ. Традиционная русская сказка с положительным главным героем и волшебными помощниками противостоит навеянным зарубежным ценностям, холодному digital-пространству. Пьеса аккумулирует мотивы русско-народных сказок, обогащая их современным содержанием, воспевает идеалы добра, чистоты и храбрости, однозначно негативно оценивая сладостные возможности зла. Борьба за душу Сашу не увенчалась успехом, поэтому Властик заново начинает путь искушения детей, обещая им бесконечный доступ к гаджетам. А это ли счастье? Становится  интересна психология Властика, решившегося (как герои «Люди в черном») стирать память окружающим и насаждать свои идеалы. Бунтовщик и мятежник (как Волшебник Изумрудного города) оказывается худеньким и обмотанным в туалетную бумагу подростком. Он  чувствует собственную пустоту, нелюбовь близких и пытается добиться мировой известности любым способом. Его ученики недаром называются РАБС (ребенок абсолютно счастливый), скорее они рабы сознания, винтики антиутопического мира, лишенные индивидуальности. Драматург призывает не верить всему, что происходит в виртуальном пространстве и быть избирательным — в первую очередь родителям, ответственным за становление ребенка.

Пьеса «В ритме Жоры» Леси Гура, студентки магистратуры РГИСИ по специальности «Драматургия» (мастерская Н.С. Скороход) завершила лабораторию. Поэтическое произведение о творческом восприятии мира и поиске себя обращена к подростковому зрителю. Мальчик Жора Печоркин — Григорий Печорин — немного Константин Треплев — непохож на своих сверстников. Он слышит ритмы каждого человека, всего мира, предметов и даже времени, мечтает стать барабанщиком и найти своего отца. Его семья довольно нетипична: мама-певица, воспринимающая себя принцессой, бабушка-летчик, мечтающая еще раз сесть за штурвал. Семья идеалистов, не живущих настоящим, сосредоточенных каждый на себе. А ребенку нужна любовь. И он находит ее в лице одноклассницы Веры, в отличие от остальных, понимающей своеобразного и талантливого подростка. Но путь к взаимной любви непрост и мальчику приходится пройти определенные испытания, чтобы понять, чего именно хочется ему на самом деле. Он пытается наверстать прошлое — обида на семью и желание найти свое счастье подвигает на то, чтобы он бросил все и отправился на поиски отца. Именно ритм поезда, общение с окружающими и попытка переосмыслить свою жизнь (пьеса написана от первого лица) направляет мысли героя и он понимает, что нужно ценить настоящее и любить тех, кто рядом. Чувственный и близкий подростку спектакль направлен на преодоление одиночества, гармонизацию внутреннего мира и поиск своего предназначения.

Представленные на фестивале тексты написаны в разных драматургических традициях мастерами разного уровня для различной детской аудитории. Реализм соседствует с фантастическим восприятием мира и дает в широком смысле обозначить темы и насущные проблемы современности. Драматургическая лаборатория «ПЬесочница» в очередной раз дала возможность увидеть срез лучших пьес современности и услышать мнения живой аудитории. Это поле роста для драматургов, актеров, режиссеров, театроведов и зрителей, пришедших понять чуть больше про себя и окружающую жизнь.

Дарья Виноградова

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.