tuz2
- СТАТЬИ

Международный Брянцевский фестиваль отметил свое 20-летие!

Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит крупнейший детский театральный фестиваль в России, носящий имя Александра Брянцева. Событие международного масштаба включает в себя показ спектаклей, участие в мастер-классах и профессиональных обсуждениях. Для детей – это настоящий праздник таланта, возможность поработать на профессиональной сцене и развить свои навыки. В этом году на Брянцевский фестиваль  было подано более 200 заявок, а участниками стали 23 коллектива из различных стран мира.

Детские команды из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Мурманска, Тюмени, Сургута, Киргизии, Латвии, Финляндии, Эстонии привезли свои лучшие театральные работы и показали на Малой сцене ТЮЗа. Лауреатами фестиваля стали спектакли: «Ариадна» (театр-студия современного танца «Шаги»), «Гадюка» (подростковая театральная студия «Синтез» имени Юрия Остромухова), «Пир во время чумы»  (театральная студия «Балагуры»). Члены жюри Брянцевского фестиваля рассказали о миссии фестиваля, прекрасных детских работах и собственных открытиях, которые случились в этом году.

— Какое значение имеет «Брянцевский фестиваль»?

Алексей Пасуев, театральный критик: «Это главный фестиваль детских любительских театральных коллективов в Санкт-Петербурге и один из главных — в стране. Сюда попадают лучшие».

Сергей Шелгунов, заслуженный артист России: «Наш фестиваль международный. Знакомство с ТЮЗом —  своеобразное «сарафанное радио», позволяющее узнать о театре в разных концах страны. Городские участники становятся нашими фанатами. Нам же интересно знать, чем интересуется нынешнее поколение — ведь ни Делегатского собрания, ни выездов в школы на День ТЮЗа теперь нет. Эти традиции ушли в прошлое, а связь с юными поколениями для нашего особенного театра необходима».

— Можно ли оценить рост фестиваля за эти годы?

Виталий Кононов, артист: «Появились новые технологии в области сценического воплощения художественных идей, фестиваль вышел на другой уровень организации. С каждым годом актеры и режиссеры становятся профессиональнее: они прислушиваются к мнениям членов жюри, театральных критиков, с каждым фестивалем совершенствуя свое мастерство».

Алексей Шелгунов, заслуженный артист России: «Когда 20 лет назад начинался наш фестиваль, нам, членам жюри, приходилось ездить в разные концы города и даже области, чтобы отбирать достойных для показа на Малой сцене театра.  В основном, это были простенькие сказки, литературные монтажи или новогодние представления. Сегодня нам представляют спектакли: «Ариадна» А. Эфрон, о сестрах Марине и Ариадне Цветаевых, «Над пропастью во ржи»… И, уж если и показывают сказку, то японскую, стилизованную под японский театр».

Николай Иванов, народный артист России: «Мне доводится часто бывать членом жюри многих фестивалей, но наш Брянцевский фестиваль – особый. Он своеобразен тем, что ребята имеют возможность в течение 4 дней общаться друг с другом, участвовать в мастер-классах, обсуждениях,  смотреть чужие спектакли и играть свои. Ребята, как я знаю, в течение многих лет продолжают свои фестивальные знакомства в электронной сети, переписываются, обмениваются опытом, материалами. Брянцевский фестиваль  становится взаимопроникающей системой. В рамках фестиваля уже около пяти лет подряд проводятся различные мастер-классы для детей: по сценической речи, актерскому мастерству. Они дают свою пользу, потому что ребята набираются опыта. На 20 фестивале было множество хорошо и умело сделанных и сыгранных, в рамках детского театрального творчества, спектаклей. Ребята — музыкальные, с хорошей речью. Спектакли сыграны от себя, роли — прожиты, осознанно, осмысленно самим исполнителем — и это важно».

Алексей Пасуев, театральный критик: «Фестиваль растёт вместе со своими участниками. Дети стремительно взрослеют — на следующий год это уже совершенно другие коллективы, другой репертуар, другие интересы, другая эстетика, другая проблематика».

Елизавета Прилепская, актриса: «С каждым  годом дети становятся старше, умней, они начинают понимать, что делают на сцене, думать как артисты».

— Можете обозначить критерии хорошего детского спектакля?

Алексей Пасуев, театральный критик: «Они достаточно объективны. Оснащённость детей — поставленная речь, свободная пластика, владение вокалом, хореографией, умение держать себя на сцене, взаимодействовать друг с другом, с залом. Но, в то же время, способность руководителей сохранить детскую индивидуальность — не превратить всех до одного в свои маленькие копии — с чужими заученными жестами и интонациями».

Никита Остриков, актер: «Когда отбираешь спектакль, смотришь на детей – важно, насколько они искренне понимают, что они делают. Работа может быть выстроена прекрасно, а дети даже не понимают, что они говорят, и просто выполняют функцию. В таком случае больше виден педагог, который реализует себя, но задача фестиваля пробудить осознанное отношение детей к миру. Миссией фестиваля является развитие детей: воспитание подрастающего поколения и приобщение к миру искусства.

Международный фестиваль представляет срез культур разных стран?

Николай Иванов, народный артист России: «В этом году все играли на русском — ребята из Финляндии, Киргизии, Нарвы. Если отмечать национальные черты, спектакль «Красное яблоко» коллектива из Киргизии вместил их характер, преклонение перед их национальной гордостью — Чингизом Айтматовым».

Алексей Пасуев, театральный критик: «Ну, про «срез» я бы говорить не стал — всё же в международном сегменте фестиваля очень сильная ротация – отследить  судьбу одного какого-то коллектива или даже одной какой-то страны довольно затруднительно. Но представление о другой театральной культуре, прикосновение к иной театральной традиции участники фестиваля каждый раз получают — это несомненно».

— В чем заключается уникальность юбилейного  фестиваля?

Сергей Жукович, заслуженный артист России: «Каждый фестиваль открывает что-то новое. Про этот, юбилейный, могу сказать, что меня очень порадовала содержательность предложенного материала и стремление участников  разными средствами  это содержание передать нам. В этом году очевидны три направления: музыкальное,  пластическое и драматическое. У всех конкурсных работ в основе лежит хороший литературный материал, работа со словом. Для меня  открытием  была подростковая студия «Синтез» на «Ленской» с «Гадюкой». Зажжённая их воображением картина транслировалась зрителям, и уже в нашем воображении  возникала гражданская война,  любовь, страсть. Этот коллектив первый раз побеждает у нас. Желаю им дальнейших творческих успехов».

Николай Иванов, народный артист России: «Мы выбрали 23 спектакля, и все они самобытны и увлекательны. Три спектакля стали лауреатами – это хорошие, качественные постановки. Работа «Над пропастью во ржи», которую мы так же отметили, мне очень понравилась. Идеальным по музыкальности стал спектакль «Стойкий оловянный солдатик». Это собственный отбор детей, как правило, руководитель студии прислушивается к пожеланиям самих ребят, во всяком случае, к старшим подросткам. Здорово, что ребята много читают – это  значит,  они многим интересуются».

Сергей Шелгунов, заслуженный артист России: «У нас есть постоянные участники фестиваля, например: «Шаги», «Александрино», «Балагуры».  Репертуар детских коллективов разнообразен. Понятно, что педагоги предлагают то, что у ребят вызывает интерес, на что откликается душа. В последнее время мы увидели: «Тимур и его команда», «Чудак из 5-б», «Незнайка», «Стойкий оловянный солдатик». Всё это — наш репертуар. Почему не мы? Странно, что режиссёров театра это мало интересует…

Леонид Енгибаров — грустный клоун-мим, целая эпоха советского цирка.  Существует сборник его небольших рассказов, эссе, трогательных и одновременно мудрых. Театр «Серебряный ключик» попробовал сценически пересказать некоторые из них. Сцена  взрослит детей, делает старше, мудрее…»

— Участники фестиваля – типичные представители современного поколения?

Виталий Кононов, актер: «Участники фестиваля – обычные дети, со своими претензиями, нуждами, обязанностями. В этот раз были работы, посвящённые теме социальных сетей. Приятно, что дети сами задумываются об этом, значит, они чувствуют назревшую проблему. Благодаря режиссерам и педагогам дети общаются друг с другом и узнают мир вживую».

Елизавета Прилепская, актриса:  «Дети всегда дети  — все схватывают на лету,   увлеченно работают на мастер-классах по сценическому движению и сценической речи. Они настоящие, светлые и тонкие, с большим уважением и восторгом относятся к  площадке Малой сцены ТЮЗа и членам жюри.

— Чем близок фестиваль детям?

Сергей Жукович, заслуженный артист России: «Даже не наше поколение придумало такую   форму для развития творческих способностей детей, как детский драматический кружок. И мы, и наши родители, наверняка и предки наши, так или иначе, из себя в детстве кого-нибудь публично изображали. Такова детская природа. Вопрос только в том, как сделать полезным для них их желание «выступать». И в этом без взрослых (театра) не обойтись.  И когда 20 лет назад,  жюри выезжало в коллективы для просмотра работ, то это были такие оставшиеся крохи от былого размаха, что всем, кто как мог помогал сохранить  всё это, хотелось поставить памятник. И первоначальные задачи нашего фестиваля были скорей направлены на стимулирование и пропаганду этой формы творческого развития детей. Шло время. Плоды нашего «стимулирования» стали приносить результаты.  И мы уже рассматриваем  до 200 заявок. А это значит, что с увеличением количества кружков,  увеличились и возможности детей удовлетворить свои желания поучаствовать в лицедействе  и в  творческом соревновании. И, может быть, будущие театральные звёзды нашего города именно сейчас и участвуют в «Брянцевском».

Фестиваль так же воспитывает  будущего зрителя петербургских театров. Человек, с детства поверивший в «магию» театра, это именно тот «благодарный зритель из  9 ряда». И чем больше таких зрителей,  тем лучше для города. Ведь им предоставляется возможность выступить на профессиональной сцене. Они видят, как театр устроен, какие есть театральные профессии, как серьёзно артисты (члены жюри) относятся к их творческой деятельности.  Так сложилось, что орг. комитет и жюри фестиваля в большинстве своём состоит из артистов и педагогов, выросших  из того времени, когда театром руководил  З.Я. Корогодский. И это очень важно. В то время воспитание личности подростка было творческо-педагогической целью театра. И мы, через отбор спектаклей для конкурса, пытаемся проводить ту же политику. Не выносить на общественный просмотр пошлость, безвкусие, безграмотность, казёнщину, безверие, безнравственность и т.д. Всё это уже сейчас окружает их,  оказывает своё влияние   на детские коллективы… Думаю, что раз подростки и их педагоги стремятся попасть к нам, то мы в их творческой жизни что-то значим, они нам доверяют».

— Что вы можете пожелать будущим участникам фестиваля?

Никита Остриков, актер: «Хочется посоветовать ребятам заниматься своим делом и любить его, быть честным к самому себе».

Елизавета Прилепская, актриса: «Не бойтесь делать ошибки: любая ошибка — благодать, трудитесь, воспринимайте что-то новое, впитывайте, открывайтесь зрителю. Искренность  и непосредственность детей, вдохновение и любовь к театру дает мне силы для работы в ТЮЗе».  

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.