- СТАТЬИ

Как майор Ковалев оказался Дорианом Греем

Случаются чрезвычайно неожиданные роли, которые переворачивают представление об артисте и раскрывают его с новой стороны. Такой пробой для актера ТЮЗа имени А.А. Брянцева Дмитрий Ткаченко стал образ Носа майора Ковалева в фантасмагорическом премьерном спектакле Тимура Кулова, созданном по одноименной повести Н.В. Гоголя. Номинация артиста на премию «Золотой Софит» за актерский дует в спектакле «Нос» — яркое подтверждение  профессионального роста Дмитрия Ткаченко. Расскажем, как преображается артист и с помощью каких художественно-выразительных средств транслирует смыслы в этой работе.

Дмитрий Ткаченко служит в труппе ТЮЗа имени А.А. Брянцева уже 7 лет. Является лауреатом Молодежной премии Санкт-Петербурга и выпускает в год по несколько премьер. Сейчас в репертуаре актера 14 названий, среди которых, в основном, главные роли. Зрители любят артиста за глубину, чуткость, эрудированность, элегантность и внутреннюю силу. Артист героического амплуа играет Волшебника в «Обыкновенном чуде», Грея в «Алых парусах», Ромео в «Ромео и Джульетте», Флоризеля в «Зимней сказке», Лелио в «Лжеце», Толю в «Спичках» и др. Сейчас Дмитрий Ткаченко репетирует в спектакле «Медведь» Ильи Архипова, который вскоре отправится на театральный фестиваль в Карфаген.

Артист активно гастролирует: уже в текущем театральном сезоне посетил два международных фестиваля: Волковский в Ярославле с постановкой «Отрочество» и «Театральную гавань» в Новороссийске со спектаклем «Легкое дыхание». В октябре принимает участие со спектаклем «Нос» в V Международном театральном фестивале “TE-ART-Кокше», в декабре — в XV Рождественском фестивале искусств в Новосибирске, где сыграет Волшебника в мюзикле «Обыкновенное чудо».

Дмитрий Ткаченко: «Это моя первая в актерской жизни номинация. Когда узнал об этом, весь день ходил и улыбался. Потом стало полегче… улыбался только когда вспоминал об этом… теперь вот вообще не улыбаюсь… шутка! Конечно, это волнение и неожиданность, очень приятная. Быть в номинантах — это признание, которого очень не хватает порой артисту. И пока ты в номинантах, оно у тебя есть. После результатов — ты либо еще круче, что возможно, но маловероятно, либо ты опять обычный артист в гонке за признанием… Так и живем.

В премьерном спектакле Тимура Кулова «Нос» Дмитрий Ткаченко исполняет роль майора Ковалева, а затем Носа, в совершенно необыкновенной трактовке режиссера. Майор Ковалев — вальяжный и представительный мужчина, тщательно следящий за своим внешним видом. Он безукоризнен, подтянут и знает себе цену. Хвастлив и амбициозен, надменен и расчетлив. Артист максимально точен в деталях и однозначен в прочтении персонажа — он покоритель сердец и победитель по жизни. Перстни, кольцо в ухе, цепочка на ремне, щегольская одежда — все  служит одной цели — не просто соблюдать приличия, а выделяться среди окружающих. Конечно, он зависим от социума, хотя пытается ставить себя выше остальных. Примерно так выглядел Дориан Грей в обществе, но каким он был на самом деле? Посмотрим на его истинный портрет, запрятанный в недрах души.

Дмитрий Ткаченко: «До самых первых проб на репетиции я понятия не имел, какими будут мои Ковалев и Нос Ковалева, ведь если в первом случае это человек, и ему присуще человеческое, то с Носом мне было по-началу очень непривычно и некомфортно. Эта несуразность в его пластике, острохарактерное существование давались мне, с одной стороны, очень легко — потому что я люблю подурачиться, а с другой стороны сложно — из-за того, что мои дурачества выходят за свои границы и оказываются прямиком на сцене, да и вдобавок продержаться в таком существовании надо было не одну и не пять минут… короче, все это оказалось гораздо сложнее, чем я представлял. Но день за днем, проба за пробой мы находили верные качества движений, голоса, манер и реакций — Нос являлся неким сгустком, концентратом всего «мужицкого» и брутального, жестокого и бескомпромиссного, что было в моем Ковалеве, а теперь растет, развивается и разгуливает на свободе самостоятельно. Вот этот образ мне приходилось наращивать каждую репетицию новыми придумками, гэгами, маленькими трюками… Конечно, что-то было позаимствовано из классики кино, образы довольно узнаваемы и это, я считаю, очень хорошо. А костюм мы с художником Николем Клампертом сочиняли вместе, спасибо ему за эту свободу! Что касается самого Ковалева вначале — это слишком самоуверенный и самовлюбленный мачо, кажется, как будто с отсутствием слабостей и уязвимых мест. Образ одновременно интересный и отталкивающий, которому не посочувствуешь, когда он «во всеоружии».

Антропоморфный Нос в произведении Гоголя рисуется шустрым чиновником, лишающим своего хозяина прелестей привычной жизни и положения в обществе. Но в спектакле Тимура Кулова этот мифический персонаж предстает в совершенно неузнаваемом виде. Прихрамывающее безликое нечто, с серьгой-якорем в ухе, скрюченными пальцами напоминает калеку-бродягу, совсем небожественного происхождения. Герой произносит только две фразы: «С праздничком!» и «Пить», как градоначальник Брудастый (или Органчик) из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира налицо, но чему она служит?

Желание воссоединения — создания живого из неживой (мертвой души) лежит в центре конфликта майора Ковалева с Носом. Здесь исключительно важна роль Анны Лебедь, играющей майора Ковалева «без Носа». Спектакль изучает мужское и женское начала, и вопрос необходимости друг в друге в паре Ткаченко-Лебедь тоже встает на первый план. Нетрезвая субстанция глазами любящего майора Ковалева оказывается жизненно-важной частью души, без которой невозможно существование. Анна Лебедь всячески пытается соединиться  с прежним образом, стать единым целым и обрести потерянную гармонию. Внешняя оболочка совершенно не нужна персонажу Анны Лебедь, с объективной точки зрения, но она этого не замечает. Она живет сердцем и горюет по потерянному защитному кокону, боясь обнажить тонкокожесть и нежность своей души. Ведь в обществе царит закон — кто сильней, тот и прав, и майор Ковалев понимает, что не сможет добиться успеха, не обладая необходимой мощью. Режиссеру важно подчеркнуть, и брутальность, сама по себе, ничего не значит. Нужна душа.

Дмитрий Ткаченко в шаржевой манере передает всю низость, порочность, бессмысленность, духовную испорченность, слабость, пустоту внешней оболочки. Ведь без души она может стать вместилищем самых отвратительных поступков, как и было в романе Оскара Уайльда. Портрет, лишенный лоска, не врет. Артист пластически и с помощью внутреннего текста ставит важные для спектакля смысловые акценты. Черный, вымазанный словно в золе, одетый в лохмотья, он не понимает, о каком единении мечтает его альтер-эго. Он не способен к анализу, живет инстинктами. Но морщины на лбу словно собраны в какой-то вопрос, который не дает покоя самому персонажу. Может быть это вопрос, кто я?

Амплитуда чувств, моментальное преображение и возможность говорить без слов отличает Дмитрия Ткаченко в этой работе. Это не просто хорошая роль, а огромная точка роста и возможность достичь новой  планки. Артист доверяет режиссеру и отправляется в исследование души своего героя чрезвычайно самобытным способом, не боясь показаться неэстетичным и нелепым. Он делает то, чего так страшится главный герой спектакля, а именно обнажает свою душу. Майор Ковалев-Дориан Грей являет настоящие черты лица и начинает чуть больше понимать про мир и себя.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.