- СТАТЬИ

Достоевский по Богомолову

«Преступление и наказание» Константина Богомолова не оставит равнодушным никого. Отличная актёрская игра, тонкие, прочувствованные монологи, лаконичная подача сложного произведения на сцене.

На первый взгляд продолжительность спектакля может отпугнуть. Просидеть три с половиной часа, пусть и с двумя антрактами, под силу не каждому. Но когда на сцене происходит такое великолепное действо – время летит незаметно. Выходя из зала, ты не понимаешь, почему на улице уже стемнело, а оживлённые обсуждения вокруг подталкивают к ним присоединиться и пережить всё ещё раз.

В главной роли мы видим Дмитрия Лысенкова – именно он становится Раскольниковым: циничным и преданным, праведным и грешником. Невероятная актёрская игра полностью погружает тебя в происходящее, ты чувствуешь каждую эмоцию, сопереживаешь и ждёшь развязки.

Неоднозначен выбор других действующих лиц. Спорно выглядит мать Раскольникова в лице совсем молодой Алёны Кучковой и Сонечка Мармеладова, которую сыграла более опытная Марина Игнатова. Поначалу это вызывает определённый диссонанс. Ты не понимаешь, почему настолько нарушены возрастные рамки. Но, если задуматься, возможно, так режиссёр показывает зрелость не внешнюю, но внутреннею. Соня более благоразумна и рассудительна, в то время как Пульхерия Раскольников инфантильна и даже безответственна.

Незаметно для зрителя проходит линия Марины Зиминой – Дуни Раскольниковой, младшей сестры Родиона. В романе Достоевского это образованная, самоуверенная девушка, гордая и с твёрдым характером. Она добра, целомудрена и благоразумна. Ей не чужда храбрость и преграды не пугают. В постановке Богомолова характер Авдотьи раскрыт поверхностно и всё то, за что её любят читатели «Преступления и наказания», остаётся нетронутым. Она практически тенью скользит по пьесе и кажется – убери её и сюжетная линия сильно не изменится, как и Лужина в исполнении харизматичного Алексея Ингелевича.

Отдельного внимания заслуживает Александр Новиков, предстающий в интересном амплуа. Ещё в 2001 году мы узнали его как Федю Курочкина – честного доброго оперативника, которого не возьмёшь лестью и купюрами. И вот он снова при погонах! Только в этот раз Порфирий Петрович – главный антагонист главного героя, умело плетущий сложную сеть интриг и психологических ходов. Добродушное лицо актёра нисколько не мешает, а наоборот усиливает образ умного, расчётливого и честолюбивого полицейского. Когда он появляется на сцене первый раз, по рядам проходит удивлённый шепот: «Почему он в современной форме?». И действительно, не только образ служителей закона, но и других персонажей можно назвать спорным. Может показаться, что актёры просто достали из своих шкафов одежду и пришли в ней. С одной стороны, такой диссонанс немного влияет на атмосферу и, только привыкнув, ты можешь глубже погрузиться в постановку. Но с другой, Богомолов приближает персонажей Достоевского к зрителю, сидящему в зале, он говорит с тобой на понятном и доступном языке без пафоса и прикрас. Он уделяет внимание содержанию, а не обёртке.
Но, в любой бочке мёда найдётся место для стакана дёгтя. В первой части спектакля, практически в самом начале, когда Раскольников встречает Мармеладова, у последнего состоит почти пятнадцатиминутный монолог и всё это время свет на сцене мигает, как в ночном клубе. Устают глаза, теряется нить повествования, иногда ты ловишь себя на мысли: «хорошо, что в зале нет людей с эпилепсией». Такой режиссерский ход не совсем понятен. Возможно, автор хотел создать гнетущую и давящую атмосферу, подчёркивающую плачевное состояние Мармеладова и предвещающее его скорую кончину? Возможно…

Однако, потом всё возвращается на круги своя и ты с головой ныряешь в этот омут, переживая настоящую трагедию нескольких судеб.

Об авторе Ярославна Ефимова

Читать все записи автора Ярославна Ефимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.