Театр Эрмитаж - Цари
- СТАТЬИ

«Цари»: как поэты пишут историю

Можно ли объединить четыре века российской истории, рассказывая о событиях так, что слезы катятся от смеха, но проходит пять минут, и те же самые слезы уже текут от жалости к герою? Когда на сцене всего восемь актеров и не меняющиеся декорации? «Оказалось, можно. То, что в душе человека объединяется, на сцене обязательно объединится», ‒ прокомментировал режиссер спектакля «Цари» Михаил Левитин. 16 июня Театр «Эрмитаж» приехал в гости в Молодежный театр на Фонтанке.

В качестве литературной основы лежат трагедия Александра Пушкина «Борис Годунов» и драматическая поэма Сергея Есенина «Пугачев». Также режиссер использовал интермедии Николая Эрдмана и стихи Юлия Кима.

Все действия происходят стихийно: резкий переход от гротескной Екатерины Второй, которую прекрасно сыграла Екатерина Тенета, к простым русским мужикам, к веселым, пьющим и танцующим крестьянам, у которых все протекает столь сумбурно, что порой дивишься — откуда в русских людях столько энергии? И во всей этой дикости рождаются два гения, поэты разных эпох — Есенин и Пушкин, которых очень интересно преподнесли нам Данила Шевченко и Станислав Сухарев. Неистовство поэзии, живой язык писателей, которые рассказывают об исторических событиях не в сухих фактах, а в задевающем сердце повествовании. Любая жизнь состоит не из одних значимых для народа событий, всегда найдется место для любви, друзей, врагов и родных. Именно здесь Михаил Левитин обозначает главную мысль спектакля: поэты – вот, кто действительно пишет историю нашего государства.
Очень интересным решением режиссера было показать сцену из «Бориса Годунова» в манере Вальтера Скотта, как Пушкину рекомендовал писать император в свое время. Зритель очень ее оценил: по всему залу прошлись волны смеха.

На протяжении всего творческого пути Александра Пушкина сопровождала его любимая няня (Галина Морачева), а Сергея Есенина — заботливая мать (Аля Никулина), образ которых так точно передан актрисами. Невольно пробивает на слезу отступление, когда сочинители и их старушки по-семейному собираются за столом: «Где же кружка?», — произносит свою знаменитую фразу Александр Сергеевич.

Между поэтами происходит своеобразная писательская дуэль. Пушкин, как опытный дегустатор, пробует строчки стихотворений, написанные в необычной для него манере Есенина. А Сергей Александрович в это время с гордостью говорит: «А Пугачев у меня все же лучше! Не прав он (Пушкин) был насчет Пугача, недооценил его».

Как же удивительно было видеть на сцене ансамбль с частушками и одновременно заслуженного артиста РФ и Украины Александра Цилинко с арией царя Бориса из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»! Режиссер стер грани между высоким и приземленным, а талантливые артисты помогли воплотить его идею так, что дух захватывало.

Если уж говорить о музыке, то непременно стоит выразить благодарность Владимиру Дашкевичу. Работа композитора помогла прочувствовать настроение спектакля во всех его разнообразных красках.

Не совсем уместным показался монолог Пугачева в конце. Владимир Шульга бесспорно шикарно его прочел: весь зал замер, наслаждаясь виртуозным исполнением актера. Но в голове крутился вопрос: «К чему это?».

Спектакль «Цари» однозначно предназначен для узкого круга зрителей. Клоунская, гротескная манера режиссера спектакля Михаила Левитина не всем придется по душе. Слишком много юмора в серьезных вещах. Но веселый зритель обязательно оценит стиль подачи режиссера и посмотрит на исторические события с необычной для себя стороны.

Автор: Алиса Кот

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.