Бег
- СТАТЬИ

«Бег» по кругу

Ежегодно Санкт-Петербург принимает фестиваль «Встречи в России». В этом году гостей и участников театрального марафона объединила тема «Русский роман». К русской классике обратился и Русский драматический театр им. В.Качалова. Из Казани привезли спектакль-фантасмагорию «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

Пьесу, написанную 1926-27 годах, запрещали, закрывали и не принимали. Спектакль начинали репетировать во МХАТе в 1927 году, но постановка так и не состоялась. Рассказ о судьбе белых офицеров, вызывающий сочувствие и жалость к эмигрантам, не был поставлен при жизни Булгакова. Против пьесы выступил лично Сталин, и впервые зрители ее увидели только в 1957 году в Сталинграде. Позже пьеса неоднократно ставилась на театральных подмостках, а в 1970 году была экранизирована, собрав множество звезд советского кино.

Восемь снов-видений о последних днях существования Белой Армии, ее разгроме и бегстве из Крыма в Константинополь. История о несчастных людях, потерянных в водовороте событий, сломанных судьбах военных офицеров, загнанной в угол интеллигенции –  благодатная почва для режиссеров и актеров. В такой пьесе на первый план выходят чувства и эмоции героев, поставленных перед сложным выбором. Главная задача постановщика — показать, как менялись персонажи, раскрыть их внутренний мир, подчеркнуть конфликт героев с внешним, так быстро меняющимся миром.

Режиссер спектакля Александр Славутский не счел нужным замедлить темп бега, поставив во главу угла прямое прочтение названия пьесы. Актеры, точно загнанные звери, мечутся по сцене, наворачивая круги, четко произнося текст. Весь первый акт с трудом пытаешь понять, кто есть кто в этой круговерти. Беззащитная и брошенная Серафима Корзухина, приват-доцент Голубков, влюблённый в нее, белый генерал Чарнота, жесткий и одновременно потерянный Роман Хлудов, командующий фронтом Белой Армии, и многие другие герои стремительно проносятся перед зрителем. Какие чувства, какие переживания? Бег, или точнее, забег — вот смысл существования героев пьесы.

В втором акте стремительное движение героев несколько приостанавливается. Нет, они не прибежали. Они все так же растеряны и беззащитны. Действие переносится из Крыма в Константинополь и Париж. Впрочем, пространство условно: на сцене из декораций лишь полупрозрачные металлические конструкции-полотнища, которые постоянно вращают и переставляют актеры. Модули, высотой во все сцену, делят пространство на комнаты, залы, перроны или каморки. Звучит вальс Энрико Росси, надрывный и трагический, как неизменный спутник жизненного пути героев.

Во втором действии более рельефно проступают образы персонажей. То, что в начале было прописано лишь пунктиром, теперь стало возможным написать крупными мазками. Тяготы эмиграции в Константинополе и поиски счастья в Париже создают нужный фон для раскрытия характеров героев. Неожиданно нашедшие друг друга в водовороте страданий прекрасная дама Серафима Корзухина и ее верный рыцарь Голубков, становятся гармоничной парой в исполнении Елены Ряшиной и Алексея Захарова. Накрепко сцепились друг с другом генерал Чарнота и его боевая подруга Люська, чей надрывный прощальный крик: «Чарнота! Купи себе штаны!» — лучше любого признания в любви. Илья Славутский и Надежда Ешкилева рисуют своих героев страстными, горячими натурами, не пасующими перед любыми жизненными трудностями, но лишь не могущими остаться вместе.

Центральный персонаж — Роман Хлудов в исполнении Ильи Петрова. Перед актером стояла сложная задача: по замыслу режиссера, точно повторяющим кинофильм, Хлудов становится сумасшедшим, и видение задушенного солдата преследуют его повсюду. Перед нами — превращение образованного, думающего, но жесткого человека в растерянного и потерянного шизофреника.

Сложно сказать, удалось ли это превращение в полной мере, однако, в целом, задача режиссера «показать, как идеология разрушает человеческое начало в людях, разрушает любовь, веру, какие-то нравственные категории» удалась. Получился настоящий «реквием по Гражданской войне» — трагичный, в меру пафосный и достаточно реалистичный. Недаром, зрители после окончания спектакля, долго не отпускали актеров, стоя приветствуя труппу из Казани.

Автор: Валентина Казакова

Читайте на Яндекс.Дзен

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.