Слынько
- СТАТЬИ

Анна Слынько: «Человек может не осознавать своего предназначения»

Юбилейный театральный сезон ТЮЗ имени А.А. Брянцева завершил премьерой спектакля «Счастливый неудачник» Ивана Пачина. Стало известно, что исполнительница главной роли и ведущая актриса театра — Анна Слынько, была номинирована на «Золотой Софит» за роль мальчика Вити, проживающего в Петрограде и начинающего неожиданно для самого себя сочинять стихи. Лирическая повесть о становлении подростка полна невероятных приключений и встреч с прекрасным — в том числе  с любовью, каждый раз кардинально меняющей точку зрения на мир. Об амплуа травести, работе над ролью и внутренней силе подростка читайте в нашем интервью с актрисой.

— Анна, это ваша первая номинация на «Золотой Софит»?

— Несколько лет назад наша работа «Близкие друзья» была представлена в числе номинантов на премию как лучший спектакль малой формы, но для меня это первая личная номинация. Меня очень радует, что мы смогли своим театром заявить именно такого персонажа в «Золотом Софите». Для ТЮЗа номинация за травестийную роль весьма знаковая: где еще можно проявиться в таком амплуа, как не в нашем театре? Будет здорово, если мы возьмем премию. Если нет, значит будем идти дальше!

— Для вас это первая большая роль мальчика? 

— Да. Конечно, были и другие роли. Я очень любила спектакль «Неделя, полная суббот», там был главный герой — Суббастик, но он скорей бесполый, выдуманное, сказочное существо, как и Конек-Горбунок. Кстати, именно в «Коньке-Горбунке» случилась моя первая роль в театре — я играла  мальчика в народе. Это было очень волнительно!

Конечно, в роли Вити мне не хотелось прятаться за чем-то, я стремилась идти от себя, от своей природы. Мы об этом говорили с Ириной Леонидовной Соколовой, к которой я деликатно подошла с вопросами, и она так же деликатно ответила на то, что меня волновало. Ей, как никому другому, знакомы и законы сцены, и законы существования в амплуа травести. Ирина Леонидовна — человек интеллигентный, она никогда не стала бы насаживать что-то свое, делилась общими принципами, за что ей большое спасибо. Она задавала мне конкретные вопросы, на которые я, как актриса, играющая мальчика Витю, должна была ответить. Я так благодарна Сергею Георгиевичу Жуковичу, который тоже, как человек с опытом, видевший прекрасные работы травести еще при З.Я. Корогодском, дал мне множество дельных советов. Например, я узнала, что З.Я. Корогодский говорил Ольге Волковой: «Хоть ты и играешь мальчика, в жизни ты должна носить юбки и каблуки. Нечего заигрывать в мальчиков в своей реальной жизни. Ты должна быть женщиной!» 

— Как по-новому проявились ваши партнеры в этой работе?

— Мне кажется, наш спектакль сложился, это абсолютно командная работа: у каждого есть своя зона ответственности, в которой он проявляется ярко, является лидером сцены. Я наслаждаюсь выходом партнеров, становлюсь в какой-то степени наблюдателем и радуюсь, что зрители в зале получают удовольствие от ансамблевой игры, когда в каждую секунду сценического времени, есть за кем следить.

— В каких взаимоотношениях находится ваш герой со взрослым Виктором Шумейкиным?

— Именно взрослому нужно прийти к ребенку. С чем он приходит, чего хочет? Встретить, найти, вспомнить, ощутить, обратиться к себе, посмотреть, что утратил, что приобрел. Иван Пачин ставил задачу метафизического соприкосновения персонажей, для моего героя являющегося неким предчувствием. Валерий Анатольевич Дьяченко, играющий взрослого Витю, — удивительный человек, он отдавался этой работе и трепетно искал свой язык. Меня  восхищает, что он человек неупокоенный, и в этом проявляется как настоящий ребенок. 

— Ваш герой чувствует свое одиночество, непохожесть на остальных?

— Расхожая фраза, из какого сора растут стихи — мне кажется, очень может быть применима к людям: необязательно прочувствовать сразу свое одиночество, инаковость. Персонажи нашего спектакля — обычные, непричесанные дети, не ангелы. Они носятся по дворам, вытворяют то, о чем взрослые даже подумать не могут, живут в своем мире. Но со временем каждый из них все равно начинает задавать свои вопросы — к миру, космосу, вселенной. Изначально человек может даже не осознавать своего предназначения. В этом какая-то задумка свыше, что-то от Бога, разговор, который может быть длинною в жизнь.

— Что переживает Витя, когда в голове начинают зарождаться стихи?

— А что это такое ко мне приходит? А как это так? Неужели это я? Неужели здесь определяюсь я? Неужели в этот момент я существую? И это делаю именно я? Художник напишет картину, танцор станцует, математик решит задачу — в этот момент человек определяется, осознает себя. Любой человек начинается с творчества, а детство — это пространство творчества в чем угодно. Детство напитывает человека и становится ресурсом, из которого он потом берет энергию. Шефнеру, как писателю, например, детство дало энергию творческой деятельности, он сумел ярко и подробно раскрыть на страницах своих книг свое становление — и это его личное развитие и победа.

— Откуда ваш герой черпает радость и как ему удается справиться с трудностями?

— Я читала автобиографическую книгу Рубена Гальего «Белое на черном», который будучи парализованным и проживая в детдоме, говорил, что понимает нянечку, которая бьет и оскорбляет его. Что это такое? Это индивидуальность? Что заложено в человеке? Что  определяет человека в таких условия? Почему он способен делать такие выводы и быть выше взрослых? Это самый сладостный, щекочущий вопрос для меня, на который я хотела бы  отвечать прямо во время спектакля.

Насколько человек, несформировавшаяся личность, может понимать несовершенство взрослого мира? Наверное, не в полной мере. Как же он находит свой путь, преодолевает трудности и сопротивляется? Может быть просто настолько следует своим ощущениям, что его и не сбить? Это большой вопрос. Вчера наткнулась на комментарий — ученик написал реферат в стихах, от руки, раскрасил разными ручками, подошел творчески и с душой, а ему поставили двойку и сказали, что нужно быть как все. Что это может с человеком сделать? У кого-то негативный опыт оставит травму и человек долго из этого будет искать выход, а кто-то начнет задавать вопросы, что же такое, почему, попытается вздернуть этот мир, не дать себя в обиду. Как не помешать таланту? Как помочь себе самому, когда ты ребенок? Что не ломает человека? За счет чего он становится мудрым? Если ребенок пришел в театр и начал задавать эти вопросы — это самое замечательное, начинается работа. Актер не должен отвечать на эти вопросы за зрителя, он тоже получает  удовольствие от того, что решает эту задачу из спектакля в спектакль, идет к ней. Мы вместе стараемся размышлять с точки зрения поэзии о становлении человека.

 Елизавета Ронгинская

 Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа имени А.А. Брянцева

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.