- СТАТЬИ

Татьяна Ткач: «Я всей душой предана труппе ТЮЗа»

Статная, благородная, трепетная Татьяна Ткач — удивительная актриса, всегда с какой-то простотой и естественностью погружающая в истории жизни своих героинь. Заслуженная артистка России служит в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 41 год. За время своей театральной деятельности сыграла все главные женские образы русской и зарубежной литературы, покорила многие театры страны и стала неотъемлемой частью труппы ТЮЗа. Ее твердая в помыслах и поступках Зотова из «Гадюки», роскошная Инга Потоцкая из «Парня из прошлого», инфернальная Дэзи из «Носорогов», любящая Арина Власьевна из «Отцов и детей» вызывают восхищение зрителей и очаровывают силой энергетики актрисы. О том, чем ее покорил ТЮЗ, самых родных партнерах и работе с молодыми режиссерами читайте в нашем материале.

Татьяна Петровна, вы играли в Кемерово, Рязани, Новокузнецке и Ставрополе, расскажите об этом периоде работы в театрах страны?

Он продлился около пяти лет. Я закончила театральное училище в Красноярске, мастером курса был Виктор Борисович Мерецкий. Я была молодая, бесшабашная, с копной длинных белых волос, мне было 17 лет. Наш выпускной спектакль смотрел режиссер кемеровского театра Вадим Львович Климовский, ему было 35 лет, это был один из самых молодых режиссеров в Союзе. Он предложил мне поехать работать в Кемерово, хотя я была распределена в Красноярск. Когда я сказала родителям об этом, папа стукнул кулаком по столу: «никуда ты не поедешь!» Я тоже стукнула кулаком и сказала: «нет, поеду». И поехала. Первая моя роль была Принцесса из «Обыкновенного чуда». Далее я сыграла в «Трехгрощовой опере» и других спектаклях.

Директор кемеровского театра перешел работать в Рязань и предложил трем актерам, в том числе мне, поехать вместе с ним. Я согласилась, в итоге сыграла в постановках по Лопе Де Вега, Жуховицкому, Тургеневу и многих других. Работала в Рязани один сезон, там мне исполнилось 19 лет. Валентин Михайлович Ткач, режиссер из Петербурга, был одним из тех, кто воздвигал молодое движение режиссеров страны. Ему предложили быть главным в Новокузнецке, и я поехала вместе с ним.

Оттуда мы переехали в Ставрополь — южный город, вишневые, персиковые сады, прекрасная квартира. Каждый год гастроли — в Кисловодск, Ессентуки, Минеральные воды. Играла много («Звезда Севильи», «Дон Жуан», «Средство Макропулоса» и др.), но почувствовала, что быт затягивает — варю варенье, заготавливаю на зиму виноград, и это конец. Так хорошо жить на пенсии. И когда Ефим Падве пригласил в МДТ, мы, не раздумывая, переехали.

Так я оказалась в Петербурге, на родине моего отца. Я всегда знала, что буду жить здесь. В МДТ я репетировала роль княгини Лиговской в спектакле «Княжна Мэри», отработала один сезон и ушла. Мне было 27 лет. Потом в течение года я выбирала свой театр.

Чем вас привлек ТЮЗ имени А.А. Брянцева?

Миша Николаев, макетчик, с которым мы дружили, пригласил меня в ТЮЗ на спектакль «Нетерпение», в постановке Зиновия Корогодского и режиссуре Игоря Овадиса. Николай Иванов играл Желябова, Наташа Боровкова — Софью Перовскую, Антонина Шуранова — Клио. На поклоне спектакля все занятые артисты вышли на сцену — и я поняла, что хочу работать только здесь. Это была сумасшедшая красота — женщины и мужчины были как на подбор, со сцены шла такая мощная энергия, тем более эта сцена к этому располагает, захватывая зрителей со всех сторон. Меня ошеломила труппа! Я подошла к Зиновию Корогодскому и сказала, что хочу ему показаться. «Я никого не беру, у меня только мои ученики!», — ответил он. «Я покажусь вам и вы меня возьмете!», — произнесла я. От отчаяния ко мне пришла невиданная смелость. Я хотела и должна была выиграть! Леонид Михайловский помогал мне показываться, это был полноценный вступительный экзамен в институт, я читала стихи, басню, танцевала, пыталась петь и играть. Меня смотрел худсовет. Так я оказалась в театре! У ТЮЗа была педагогическая направленность, мы много ездили по школам, устраивались встречи с родителями, директорами, преподавателями. ТЮЗ был своеобразной книгой подростка, помогал найти общий язык с подрастающим поколением.

Каким был Зиновий Корогодский?

Он заставлял всех шевелиться и созидать что-то свое, растил художников, неравнодушных к себе и окружающим. Иногда мы играли по 4 спектакля в день, а потом шли на Пятый этаж, это было пространство для самостоятельных работ. Нам давали свободу — хочешь играть — давай, предлагай! Всегда был открыт запасник с костюмами. Раз в неделю мы показывали что-то свое, у нас были звездные гости, капустники, тематические встречи. Все были включены в процесс. Это не значит, что все друг друга любили — могли относиться по-разному, но то, что касалось дела, было превыше всего. Если я «прима-балерина» и кого-то вводят на мою роль, я не смею сказать: «ну и вводите», я прихожу и весь спектакль провожу вместе с новой исполнительницей роли. Главное в театре был спектакль, а не личный успех.

Я до сих пор всей душой предана труппе. Я сыграла весь знаменитый репертуар ТЮЗа золотой эпохи: «Бемби», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Весенние перевертыши», «Комедия ошибок», «Месс-Менд». Зиновий Корогодский работал с нами в таком режиме, что мы не могли выключиться из процесса поиска, и даже на отдыхе начинали искать что-то новое, читать. Он заряжал потребностью исследовать мир — железно, потрясающе, совершенно. Помню, как меня ввели в спектакль «Потешки»: я не умела делать колесо и пошла в цирк учиться этому, а заодно и крутить сальто!

Кого из партнеров вам хочется вспомнить?

Партнер — это главное! На долгие годы моим основным партнером был Николай Николаевич Иванов. Первым спектаклем, в котором мы работали вместе, стало «Нетерпение». Затем — «Комедия ошибок», «Эквус», «Сон на Нере», «Неделя, полная суббот». Николай Николаевич был профессионал своего дела, надежный человек, с ним было хорошо репетировать. Актер должен быть заразительным, уметь притягивать к себе: на Николае Николаевиче всегда останавливался взгляд зрителя. 20 лет мы играли спектакль «Вниз с горы», и каждый раз его провожали овациями. Николай Николаевич имел уникальный дар, на театре редчайший, он был мужчина в полном понимании этого слова, строгий к себе и окружающим. Сейчас я чувствую себя одиноко.


Партнерство на сцене очень важно — при этом нужно уметь не только брать, но и отдавать. Я часто вспоминаю Игоря Георгиевича Шибанова, с которым мы работали в спектакле «Бешеные деньги», «Носороги», которые он наполнил своим юмором, легкостью, требовательностью. Это очень большая потеря. Как и уход Лианы Дмитриевны Жвании, с которой мы были хорошими подругами и жили в одной гримерке. Лиана абсолютно точно чувствовала абсурд, фонтанировала идеями, была фантазийной авантюристкой и просто богиней театра. Она была очень эрудированная: много читала, смотрела все спектакли, посещала филармонические концерты, выставки! Ей следовало стать режиссером, потому что она режиссировала все вокруг. До начала репетиций спектакля «Мадам Маргарита» с режиссером Андреем Андреевым, Лиана сама поставила спектакль, даже заказала у модельера шикарные черные костюмы для своей роли. В итоге Андрей Андреев посмотрел ее работу и сказал: «Лианочка, очень хорошо, спасибо, но мы будем делать по-другому». Она страшно расстроилась, но в последствии это стал один из ее любимых спектаклей! А как много советов давала она мне после просмотра спектаклей с моим участием, сколько вечеров и ночей мы провели вместе, как много гуляли! Мне ее очень не хватает.

В чем состоит чудо актера?

В природе — важно иметь талант, быть азартным, с подвижной психикой. Для начала надо хорошо учиться: речь, движение — это все очень важно, потому что это дает свободу уму. Ты должен суметь сделать все, что нафантазировал! Никто ничего тебе не поднесет. Актер всегда должен находиться в творческом поиске. Я до сих пор хожу в бассейн и спортзал, потому что актерская работа — это тяжело и прекрасно, это держит тебя в форме. Я просто бабочкой выпорхнула с гастролей из Сербии, так они меня зарядили. Работа позволяет расправить крылья!

Татьяна Петровна, в ТЮЗе часто ставят спектакли молодые режиссеры. Как обогатил вас опыт репетиций с Дмитрием Волкостреловым над спектаклем «Танец Дели»? Вы были номинированы на «Золотую маску» за эту работу.

Сначала мы с Надей Шумиловой, Машей Сосняковой ничего не понимали. Дмитрий Волкострелов просил читать без эмоций, не интонировать. Новое надо всегда уметь воспринять и уметь воспользоваться этим. Иначе можно остаться в 19 веке, сидеть на лавочке и говорить, что все не то и не так, как мы привыкли. Театр — это коллективное искусство. Актер не всегда видит общую картину, надо обязательно доверять режиссеру, быть открытым к новому, любить окружающих, что мы и делаем в ТЮЗе.

Елизавета Ронгинская

Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа имени Брянцева

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.