тюз
- СТАТЬИ

Такая долгожданная встреча с собой

В ТЮЗе имени Брянцева случилась премьера — ошеломляющая, ритмически четкая, полная юмора и трепета нежных чувств. Спектакль «Первая любовь» по одноименной повести Ивана Тургенева поставила Галина Зальцман, хорошо известная петербуржцам. В премьерной постановке слышится каждый удар влюбленного сердца и утонченно, метафорично и живописно является мировидение героя, застрявшего в своих воспоминаниях. Болотце с камышами вскрывает всю болезненность и вязкость любви, из которой невозможно выбраться невредимым. Но так загадочно притягательна ее сила, что человек ныряет в этот омут с головой, безрассудно оставляя настоящее на берегу, как ненужное платье. Оголение чувств, признание своей слабости, ощущение невероятной силы наполняет персонажей премьерного спектакля.

Казалось бы, прошло 20 лет. Казалось бы, все в прошлом. Но нет. Любовь пронизывает существование. Она оставляет следы, которые невозможно стереть из памяти. Ожоги. Улыбки. Разочарования. Восторг. Боль. Полет. Предательство. Веру. Любовь как ветви дерева оплетает со всех сторон, лишает воли и власти, дарует единение, избавляя от одиночества. Балует намеком на счастье, а потом молниеносно забирает его, оставляя с опустошенной душой. Но так манко поддаться искушению и вновь испытать этот полет чувств…

16-летний Володя впервые встречается с любовью и она переворачивает его мир. Семен Толов (Богдан Коршунов) легко отправляется в это путешествие по исследованию души ребенка, так быстро становящегося взрослым. Артист прекрасно чувствует жанр и, являясь рассказчиком, оказывается смысловым контрапунктом истории. Семен Толов — артист интеллектуальный и предельно пронзительный, умеющий брать ответственность на себя и заполнять своим внутренним миром пространство сцены. В цветочном венке и с ружьем наперевес — он мальчик, становящийся мужем, молчаливый наблюдатель сшибающей с ног любви отца и Зинаиды.

Внешние события происходят очень быстро — как на перемотке, а переживания души мальчика акцентно выделены и замедленны. Работа режиссера Галины Зальцман и хореографа Максима Пахомова поражает невероятным чувственным началом и умением выстраивать драматургию и ритмику сцены. Художественное пространство рисует забытый во времени островок детства, где мир природы является одним целым с героем и отражает весь полет его души. Музыка Василия Тонковидова помогает максимально искренне прочувствовать глубину переживаний героев и агонию чувства. Нежное звучание «музыки ветра» наполняет воздушностью и невесомостью происходящие события, оттеняя жанр воспоминаний.

Взрослый Володя вспоминает свое детство будучи в возрасте отца, словно хочет осознать то, что было недоступно тогда. Он стремится понять отца — который оказался счастливым соперником в любви к Зинаиде. Взрослого Володю и отца Володи играет один и тот же артист — Денис Гильманов — и образы зеркалят друг друга, становятся одним целым — герои достигают гармонии, которой не было в их жизни. Володя хочет также понять себя — и соединиться с тем мальчиком, который так беззаветно и открыто полюбил, получил первую прививку серьезным чувством. В финальной сцене взрослый Володя смотрит на себя в юности сквозь марево прошедших лет — и благодарит, поддерживает, прощает себя, обещая грядущее счастье.

Очень важно, что это семейная история: драма разыгрывается в семье Володи, где каждая сторона треугольника испытывает свою глубину переживаний. Плюс, сюжет облачен в рамку — охотники вынимают из петли безумного влюбленного (в исполнении Глеба Борисова), который не может справиться с масштабом испытываемых чувств. Он тоже реципиент истории, тот, для кого ведется романтический рассказ, позволяющий примириться с болью. Любовь случается. Любовь проходит. Любовь остается в сердце. И так случается у всех. Это облегчает накал чувства, дает возможность посмотреть на себя со стороны. Старший делится опытом с младшим, который проходит обряд инициации. Младший понимает старшего и открывает в нем такого же человека, как и он. Люди становятся близки друг другу. И это стирает боль, обиду и безумие чувства, которое
разрушает существование человека.

В каждом герое живет юное горячее сердце, бьющееся бесподобно быстро при встрече с любимым человеком. Мать Володи искренне желает любви, но не может ее получить. Ее жизнь наполнена мучительной борьбой — неустанным контролем мужа. Янина Бушина погружается в боль своей героини, которая, несмотря на силу характера и имеющуюся власть над мужем, чувствует безумное одиночество и обиду. Отец в исполнении Дениса Гильманова, несмотря на кажущуюся независимость, подневольный человек, сопротивляющийся этому из всех своих сил, поэтому так отчаянно цепляющийся за свободу выбора объекта обожания. Он влюбляется всерьез, впервые для себя, и забывает о всех обязательствах, которые у него есть. Денис Гильманов ныряет в страстную натуру своего героя и обнажает его правду. Все представления о воле, любви и свободе рушатся при встрече с настоящим чувством. Он сломан и опустошен, впервые пойман в капкан любви.

что ей опротивела жизнь, которую она вынуждена вести. В паре с актрисой играет Ирина Волкова, и ее героиня полна нежности и глубины, смелости и порыва. Сметенная любовью, она готова на все ради любимого человека. Мать Зинаиды в исполнении Елизаветы Прилепской — воплощение мещанства, смешного и нелепого, но вызывающего жалость и сочувствие. Зинаида совсем не такая. Она хочет максимально проявить свою индивидуальность, найти смысл жизни, оторваться от своих корней. Троица кавалеров — гусар Беловзоров (Иван Стрюк), доктор Лушин (Никита Остриков) и граф Малевский (Даниил Лобов/Александр Бобровский) — выражают разные ипостаси чувственных проявлений. Они — послушные марионетки в руках кукловода Зинаиды. Но внезапно для самой себя она тоже погружается в океан любви, впервые понимая тех, кто любил ее.

Режиссер Галина Зальцман и хореограф Максим Пахомов вскрывают характеры персонажей через активные действенные сцены, наполненные символами. Так внутренние перепалки и отсутствие семьи подчеркиваются через словесный пинпонг «соль-масло», в которых мячиком оказывается никому не нужный Володя, застрявший между одиноких людей, волей судьбы ставших семьей, но не обретших счастье. Из этой вечной неудовлетворенности чувств в семье и рвется в счастье мятежный Володя, которому давно стала мала детская курточка. Он как змея меняет шкуру и взрослеет, с болью отрывая от себя все, что было дорого. Семен Толов играет юношу, который проживает личную и семейную драму, лишь спустя годы понимая, свидетелем каких событий он был. Понимание ситуации наполняет мудростью и его любовь переходит в иное качество.

Чеховские мотивы пронизывают спектакль — в прошлом остается гувернер Володи Жак-Жак (в исполнении Сергея Жуковича), жизнь которого наполнена любовь к своему, скорее всего, последнему воспитаннику. Забытый в доме Фирс отпускает мальчика во взрослую жизнь, оставаясь ни с чем. И в этом умении отпустить — самая высокая сила любви. Артист играет тонко и горько, вызывая искреннее сопереживание. Подстреленные вороны — карикатурные отсылки к «Чайке», история которой вторит сюжету спектаклю, инсценировку к которому написала Анна Гейжан.

В таком невероятном коктейле чувств зрители находятся почти в течение двух часов, не успевая осознать время и масштаб происходящих событий. Работа всей творческой команды вызывает уважение и восхищение, и сердце наполняется благодарностью за то, что о первой любви можно говорить столько современным языком, близким людям всех поколений.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.