Портал Clever culture продолжает рассказывать об интересных профессиях и молодых предпринимателях. Сегодня наш рассказ о скульпторе Веронике Бернард – «Мастерская XIХ».
С чего все началось?
Моя профессия вытекла сама собой из детских увлечений. Я закончила художественную школу, затем художественное училище по специальности скульптор. В Санкт-Петербургскую Академию Художеств я поступила в 21 год. Мне хотелось не только продолжать обучение, но и поменять что-то в жизни, попробовать жить самостоятельно в большом городе. Я долго училась: два года в школе, пять лет в училище, шесть лет академии. Не скажу, что я прилежно училась и выполняла все задания, много трудилась. Этого не было. Процесс получения знаний не был похож на воспоминания мастеров XIX века, когда они упивались рисунком, натурой, трудились и штудировали книги до умопомрачения. Мое обучение было похоже на веселое времяпрепровождение: ни для кого не секрет: студенческие годы – это прекрасное время. Но регулярная практика с натурой, разговоры с педагогами, работа над композицией оставили свой след. Сейчас, спустя три года после выхода из академии, я могу сказать, что я в силах, у меня достаточно знаний и много навыков, которые я приумножаю на практике, работая с заказами.
Параллельно с заказами я леплю свои идеи, но, к сожалению, времени на все не хватает. Мои работы продаются через петербургские галереи и интернет-площадки. Часть работ – в частных коллекциях Канады, Италии, Англии и России.
Расскажите о вашей работе.
Мы создаем скульптуры по запросам людей. Чаще всего заказывают мемориальную скульптуру и скульптуру в подарок. Мемориальная скульптура — отдельная и очень сложная история, для всех. Речь о сакральном ритуале и мы вовлечены в него волей неволей. С подарками намного проще и легче, разумеется, но мы не выбираем поводов, работаем со всеми запросами, хочется иметь дело с реальностью, какая она есть.
Еще заказывают бюсты, скульптуру для наполнения интерьера, награды, уличную скульптуру, памятники. Статистику вести сложно: у всех очень разные запросы.
Как происходит сам процесс?
Сначала люди приходят со своей абстрактной идеей. Они «накидывают» мне слова, образы, нюансы, мысли… то, что они хотят. Я оформляют это в конкретную идею, подготавливаю эскизы. Мы общаемся с заказчиками, что-то отбрасываем, что-то добавляем, уточняем. Если композиция сложная, то лепится маленький эскиз, если она простая – можно сразу переходить к большому размеру. Затем лепка в размере, после – формовка. Это перевод скульптуры из недолговечного материала, например, глины или пластилина, в долговечный: мрамор или бронзу. Можно вырубить в натуральном камне по прототипу слепленной фигуры. Формовка бывает гипсовая или силиконовая многоразовая. С ее помощью я могу сделать несколько копий скульптуры. Силикон необходим, чтобы сохранить в скульптуре больше подробностей и меньше ее дорабатывать в материале. А после гипсовой формовки бывают потери.
Гипс или пластилин обмазывается силиконом или гипсом, потом он снимается, получается негатив скульптуры. После этого в форму заливается материал, силикон снимается, а гипс разбивается. И остается скульптура в ее задуманном материале.
Расскажите о вашей студии. Что в ней должно быть? Каким требованиям должно отвечать это место?
У меня небольшая мастерская, но в ней можно лепить пару больших и маленьких работ одновременно. Для монументальных проектов я арендую дополнительное помещение. В мастерской много места занимают материалы для скульптуры: пиломатериалы, различные доски, щиты, гипс в мешках, пеноплекс, силикон. Нужно найти место для станков, форм от скульптур и самих скульптур и, конечно же, обеденная зона. После этого мастерская превращается лишь в маленький свободный пятачок.
Кто ваша команда? Кто за что отвечает?
Наша команда состоит из меня и мужа. Я леплю, он формует и переводит в материал. он решил войти в мир скульптуры совсем недавно. За год освоил формовку силиконом, гипсом и отливку из разных материалов. Сначала делали все вместе. Даня на практике осваивал процесс формовки, теперь все делает сам. Я ему очень благодарна и за помощь, и за поддержку. Одному с таким объемом работ не справиться.
Мы вместе общаемся с заказчиками, устраиваем мозговой штурм, раздумывая, как именно реализовать проект. Когда мы не справляемся с объемом заказов, я приглашаю к сотрудничеству знакомых скульпторов.
Скульптура – сложная дисциплина. Художник, скульптор должен обладать знаниями из практически всех сфер жизни. Гуманитарная сфера важна для того, чтобы лучше контактировать с людьми, понимать их идеи. Для скульптора необходимы и естественнонаучные знания, тут все очевидно – необходимо понимать материалы, знать технологии, осуществлять проектирование.
Как о вас узнают клиенты?
Клиенты находят нас через сайт. Это и частные заказы, и запросы от фирм. Мы стараемся сделать наш сайт честным и хотим, чтобы клиенты, читая тексты или просматривая галерею, видели за буквами настоящих людей, а не хладнокровный маркетинг, рекламу и дикое желание что-то впарить. И у нас это получается: клиенты напрямую говорят, что их подкупили простые хорошие тексты, профессиональные ответы по телефону. После выполнения заказов тоже остается мало равнодушных к нашей работе. Люди довольны уровнем скульптуры и нашим общением с ними во время работы над проектом. Звонят, благодарят, приглашают на мероприятия, связанные с установкой скульптуры и так далее.
Кто ваши конкуренты? Их плюсы и минусы?
Я не могу оценивать конкурентов, честно говоря, мне все равно, у нас достаточно заказов. У нас их никто не перебивает, так же, как и мы никогда не лезем в дела коллег по цеху. На рынке скульптуры много спроса и много предложений, я думаю, работы всем хватает. Мое правило — делай хорошо, общайся честно — и тогда все точно сложится в твою пользу. По моим наблюдениям, клиенты редко возвращаются с новым запросом во второй раз: скульптура в целом не так нужна в жизни, но советуют нас друзьям и знакомым.
Я считаю, что работать нужно постоянно, ведь опыт приходит с опытом, и каждый выполненный заказ научил нас чему-то новому.
С какими клиентами вам интересно работать??
Работать с индивидуальными заказчиками лучше и проще, они сами заинтересованы в отличном результате, и всячески помогают, даже тем, что не мешают. С конторами работать сложнее, здесь есть свои нюансы, например, слишком много ответственных лиц по курированию проекта, связанного со скульптурой. Они путаются в задачах, могут быть не в курсе последних решений, плохо информируют друг друга и так далее.
Случается, что директор или иное лицо с широкими полномочиями единолично занимаются заказом скульптуры и следят за процессом исполнения, то начинаются сложности: такие люди слишком много на себя берут, мешают добиться лучшего художественного решения, думают, что им виднее и так далее. А ведь они наняли тебя как специалиста в этой области и могли бы довериться, но, к сожалению, они так не считают. Очень жаль конечно, можно было какие-то проекты сделать еще лучше, чем получилось. Но и таких директоров я тоже могу понять, приходится брать все под свой контроль, когда каждый контрагент только и думает, как бы поменьше сделать и побольше заработать. Вот все и сражаются!
Есть ли у цель вашего бизнеса?
Как таковой цели в бизнесе у меня нет, я просто делаю то, что мне нравится и помогаю людям.
Блиц-опрос:
На что вы готовы, не задумываясь, потратить последние деньги?
Последние деньги, я не задумываясь, потратила бы на путешествие.
Какое главное открытие о смысле жизни у вас случилось недавно?
Последнее время относиться ко всему стала очень спокойно, что бы ни произошло, любой косяк — все спокойно воспринимаю, молча подхожу и начинаю исправлять, а с не поправимыми вещами просто смиряешься. Неожиданно заметила это спокойствие в себе и очень ему удивлена.
Исходя из своего жизненного опыта, опыта ведения бизнеса или желания его развить — о чём в своей жизни вы знаете точно?
Я знаю, что работа и накапливаемый опыт приведут к чему-то хорошему).
Беседовала Валентина Казакова