- СТАТЬИ

Сергей Жукович: верность школе, мастерство, человечность

Заслуженный артист России Сергей Жукович отмечает 50-летний юбилей служения в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. Ученик З.Я. Корогодского, прекрасный педагог, член жюри «Брянцевского фестиваля» за годы работы в ТЮЗе сыграл более 70 ролей. Неузнаваемый, тщательно подходящий к работе, стремящийся «во всем … дойти до самой сути» сейчас занят в 15 спектаклях. Одинокий, с тяжелым характером, но любящий Парфений Саввич в «Время Ч», чуткий и восприимчивый, цельный Ральф в «Близких друзьях», харизматичный и абсурдный Логик из «Носорогов», родной и умудренный опытом Дед в «Плыл кораблик белопарусный», нежный и внимательный Петсон из одноименного спектакля — все эти роли рисуют амплитуду возможностей артиста и дарят ощущение соприкосновения с настоящим искусством. О том, каким видят Сергея Жуковича коллеги по цеху и почему артист всю жизнь ведет ролевую тетрадь, читайте в нашем материале.

— Каким Сергей Жукович был в студенческие годы?

Владимир Богатырев, однокурсник и режиссер: Сергей Георгиевич всегда был очень-очень ответственным студентом. Буквально вгрызался в постижение профессии. Что нравилось Мастеру. Я запомнил, как он безумно точно, виртуозно и талантливо работал с воображаемыми предметами в этюдах, что у меня лично вызывало зависть. Потом я с удовольствием смотрел его талантливые проявления в «Борисе Годунове» и других спектаклях. Я восхищаюсь его верой в Школу, в подлинность бытия на сцене и существования вокруг сцены. В его преданность тому прекрасному настоящему, чему учили и что «заложил» Мастер – З.Я Корогодский. И это касается ни только самой профессии, но и подходу к работе, к рождению спектакля и ответственности, которая на сегодняшний день многими забыта. Многие предали основополагающие позиции настоящего артиста и настоящего театра, он же верен основам, мужественно пытается сохранить главное в профессии и в жизни в профессии. Его талантливость и скрупулёзность из этюдов с воображаемыми предметами развилась в скрупулёзность в работе над ролью. Для меня он пытается «пронести» то драгоценное живое «прошлого», знаменитого ТЮЗа З. Я. Корогодского.

Сократ, «Ночь после выпуска»

— Какие роли начинающего артиста остались в вашей памяти?

Валерий Дьяченко, народный артист России: Сергей Георгиевич настоящий «строитель театра». Театр-Дом, Семья. А это значит, что он не просто исполнитель ролей, а ещё и «общественный деятель, несущий в мир возвышенное и прекрасное» по образному выражению нашего Учителя З.Я. Корогодского. В любой роли — трепетное существование, человеческая взволнованность и тщательность. Его Пимен в пушкинском «Борисе Годунове» — летописец истории — актёрская гордость Сергея Георгиевича, так же как и Стародум в «Недоросле» Фонвизина, Гатынь в «Вей, ветерке» Райниса — серьёзные художественные создания. Но и в «игровом театре» он с блеском играл — шутил в «Наших, только наших»: «Чуковском», «Цирке»! Помню Дрессировщицу собачек, Униформиста, знаменитого «Бычка», любую роль исполнял с юмором, изяществом и ученическим волнением! В «Открытом уроке» сыграл множество наблюдений за школьниками, например, наблюдение «Раскольников», где подросток решил перенести в жизнь некоторые страницы романа «Преступление и наказание», чуть «не убив» соседку по парте в исполнении И. Соколовой. До сих пор помню Дятла в «Бемби» в красной бархатной кепке, для этой роли он изобрёл специальную «долбилку-стучалку» из светофильтра, ставшую звуковым образом роли — жизненным смыслом персонажа! А оттопыренные уши залезающего на столб Уголовника из «Побега не будет» как сейчас стоят перед глазами. Сергей Георгиевич увлекался и характерностью, и смешным гримом!

Надежда Шумилова, заслуженная артистка России: В каждой роли Сергей Георгиевич выкладывался по полной и что-то придумывал: в спектакле «Весенние перевертыши» он  был невероятно трогательный и смешной. Много играл характерные роли, хотя в нем сильно и лирическое начало. Я часто вспоминаю нашу самостоятельную работу: к юбилею Чехова организовали городской конкурс, и мы сделали спектакль на двоих по рассказу «Анна на шее». Мы заняли первое место в городе: Сергей Георгиевич играл все мужские роли, а я — главную героиню. Было замечательно сочинять вместе: Сергей Георгиевич прекрасно чувствует интонацию текста, досконально погружается во внутренний мир персонажей.


Укротительница собачек, «Наш цирк»

— Сергей Георгиевич, вы до сих пор ведете ролевую тетрадь. В чем заключается ее профессиональная необходимость?

Сергей Жукович, заслуженный артист России: Ролевая тетрадь — это финал теоретической работы артиста над ролью. В этой тетради последовательно отражены этапы всей работы. Она начинается с событийного анализа всего материала, т. е. определяется исходное событие (оно для всех персонажей одинаковое), центральное событие (которое кардинально изменило поведение всех персонажей) и главное событие пьесы (это то, что в результате произошло со всеми героями произведения). Все эти события и общие предлагаемые обстоятельства обязательно надо назвать, записать и держать перед своими глазами. 

Ролевая тетрадь очень похожа на партитуру дирижёра. Правая часть разворота — это текст роли. Левая сторона предназначена для действенного анализа роли. В рамках общего событийного анализа пьесы определяются события роли: исходное, центральное, главное событие. В текстовой части помечаются границы общих событий пьесы и  границы событий роли, а в левой называются и записываются действия (поступки) моего персонажа в рамках этих событий. Таким образом, соотносится слово и действие, и когда работа будет окончена, мой мозг, хочу я того или нет, свяжет и оправдает внутренним текстом все отмеченные поступки.

Так как мои действия были обозначены словами, то целесообразно записывать их столбиком. И из этих поступков будет, пока ещё только проглядываться, некий образ персонажа. И если артист — приверженец  действенного анализа, то никакой прогрессивный режиссёр не помешает его проводить самостоятельно. Такая подробная работа над ролью необходима для того, чтобы «присвоить» себе авторский текст и создать на сцене «жизнь именно этого человеческого духа».


Дед, «Плыл кораблик белопарусный»

— В чем заключается уникальность подхода Сергея Жуковича к работе? Какие роли из современного репертуара театра хочется отметить?

Сергей Шелгунов, заслуженный артист России: Так уж мы воспитаны, что принимаем назначение на роль как должное. Сергей Георгиевич не отказывался ни от каких ролей, стараясь каждую сделать своей. Были роли большие, были маленькие. Но как известно, есть только маленькие актёры… Где-то мы были дублёрами. где-то партнёрами. И всё у Сергея Георгиевича было аккуратно записано, зафиксировано. (Даже «китайские варианты» «Белоснежки» и «Иванушки»). Аккуратность и надёжность — вот основа его работ.  Наступили времена, когда наше поколение переходит в ранг старейших. Грустно, но такова реальность. И так случилось, что нам переходят роли наших ушедших коллег.  Сергей Георгиевич достойно принял эстафету. «Денискины рассказы», «Близкие друзья», «Отцы и дети». Справедливо было бы роли такого уровня получать изначально. Самому изучать, выращивать и радовать зрителя. Всё в его силах.

Валерий Дьяченко, народный артист России: Вот мы встретились в «Денискиных рассказах»! Герой Сергея Георгиевича — это настоящий Мишка, надёжный друг Дениса Кораблёва, который всегда рядом, выручит, поможет! Когда мы с ним запускаем ракету — я знаю точно: она обязательно полетит! Потому что в промасленных от переборки деталей руках Сергея Георгиевича (когда-то владельца «Москвича-420») не может быть иначе: и «Москвич» заведётся, и ракета взлетит! И в жизни, и на сцене! Уж будьте уверены! Здоровья и новых творческих воплощений Вам, Сергей Георгиевич! Новых полётов во сне и наяву!

Надежда Шумилова, заслуженная артистка России: Сергей Георгиевич — удивительно душевный, цельный человек, с глубоким внутренним миром, с необычайной любовью к родине, верностью в любви. Вот эти его личные качества очень совпадают с качествами, присущими Ральфу из спектакля «Близкие друзья».  Есть выражение: «я в роль, роль — в меня», так вот, эти человеческие совпадения позволили ему быть в этой роли искренним и пронзительным.

Ирина Кондрашова, режиссер спектакля «Снегурушка»: Сергей Георгиевич нутром чувствует добро! Оно из него сочится и всех за собой утягивает. В его молчании глубины больше, чем в любых словах. Кажется, он был готов подхватывать все авантюрные предложения. Я и мечтать не могла, что он будет весь спектакль на сцене и ни на секунду не оставит свой дежурный пост «ждущего» и «надеющегося». Добро играть очень сложно. Оно не громкое, не яркое, но ты всегда его чувствуешь!

«Снегурушка», Леший

— В спектакле «Время Ч» Сергей Жукович является и исполнителем 7 ролей, и ассистентом режиссера. Как проходила совместная работа? Чем она дорога?

Владимир Богатырев, однокурсник и режиссер спектакля «Время Ч»: Я  благодарен Сергею Георгиевичу за помощь, как артисту и ассистенту. Ему не надо было много объяснять, он понимал с полуслова и буквально переживал, болел душой ни только за свою роль, которую осваивал с большой глубиной и пониманием, а за всех и за всё происходящее в рождении спектакля. Он проявлял инициативу во всём, для него всё было важно и нужно. И это, думаю, служило неким примером для остальных и особенно для молодых.

Сергей Жукович, заслуженный артист России: Мою роль в спектакле «Время Ч», как артиста и как ассистента режиссёра, я не разделяю. И встреча с моим однокурсником в нашем театре — не первая. Естественно, очень хорошо зная меня, он доверил мне самое сложное в этом спектакле — возрастные роли и творческую атмосферу. И если уж вспоминать театр Корогодского, то особенностью его и была именно творческая атмосфера, которая вместе с артистами выплёскивалась на сцену и становилась одним из участников спектакля. В создании особой атмосферы и заключалась моя помощь  во время выпуска спектакля. Теперь я оберегаю и сохраняю её уже без режиссера. Этот спектакль для меня  ещё дорог и тем, что мне удалось, как мне кажется, преодолеть многочисленные собственные комплексы.  И выполнить самую сложную актёрскую задачу — удивить своей работой товарищей по актёрскому цеху.


Логик, «Носороги»

— Сергей Жукович уже много лет является членом жюри Брянцевского фестиваля. В чем заключается особенность его подхода к процессу отбора и оценки спектаклей?

Сергей Шелгунов, заслуженный артист России: Мы отсматриваем множество работ для определения финалистов, чьи работы будут показаны на Малой сцене театра. И при обсуждении часто ограничиваемся словами «да»/«нет». Но нет более принципиального и дотошного судьи, чем Сергей Георгиевич. Он разбирает каждую работу и всё это имеется в его записях. Поэтому всегда можно освежить в памяти спорные моменты. Споры идут жаркие и наиболее аргументированно в них звучат слова Сергея Георгиевича.

— О каких забытых основах актерского мастерства хочется напомнить молодым артистам?  

Сергей Жукович, заслуженный артист России: Конечно, я не знаю, чему сегодня учат в театральных учебных заведениях, может быть и не упоминают о том , что главное в театре это что мне говорят со сцены, а не как мне говорят. «Как», — театральный зритель понимает в первые пять минут действия, а дальше скучает ,а «что», — он поймёт только в конце спектакля, и всё действие  будет сопереживать героям, а не жалеть артистов. Пожалуй, это главное и основное на сегодняшний день напоминание молодым, да и не только молодым.

Елизавета Ронгинская

Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа имени А.А. Брянцева

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.