chudik0
- СТАТЬИ

Счастье из ниоткуда: «Обыкновенные чудики» в Молодежном театре на Фонтанке

28 сентября в «Молодежном театре на Фонтанке» в рамках фестиваля «Мастерская Спивака» прошел спектакль «Обыкновенные чудики». Фестиваль посвящен 25-летию актерско-режиссёрской мастерской С. Я. Спивака.

«Обыкновенные чудики» – спектакль, состоящий из восьми историй, кратких фрагментов из жизни обыкновенных людей –простых, непосредственных, но ярких и мечтательных. Каждая из историй основана на рассказах Василия Шукшина. В центре действия – простой человек, житель деревни, который не может и не хочет приспособиться к окружающей его действительности.

image003

На протяжении всего спектакля прослеживается контраст города и уже ушедшей в прошлое, далекой от современного зрителя деревенской жизни. Звучащие в прологе песни групп «Ночные снайперы», «Ундервуд» и «Сплин» сменяются народной деревенской музыкой. Та же атмосфера поддерживается визуально: с помощью декораций из «темного», «мрачного» мира современности зритель погружается в светлый мир уже ушедшей эпохи. И в этом мире, одна за другой, перед ним разворачиваются истории «чудиков» – людей, живущих по своим, внутренним законам, которые не укладываются в рамки житейской логики.

Первая из историй, «Светлые души», показывает отношения мужа (Владислав Бургард) и жены (Василина Кириллова), где она любит его, а он – свою машину. Смешная, гиперболизированная преданность жены, ухаживающей за мужем как за ребенком, демонстрирует только короткий эпизод из жизни. Но так или иначе на месте героев оказывался каждый из зрителей. Меняется не фабула истории, а ее контекст.

Жить в комфорте, считать деньги, завести семью, воспитывать детей или жить, повинуясь чему-то нелогичному, необъяснимому, чему-то такому, что не дает спать по ночам? Для «чудиков» не встает такого вопроса. Будь то отношения председателя колхоза (Гарий Князев) и его жены (Дарья Вершинина), случайных попутчиков (Василина Кириллова и Павел Вересов) или сбежавшего арестанта Степки (Дмитрий Бауман) и милиционера (Егор Матва) – этим людям не нужно усилий, чтобы простить человека и без раздумий открыть свое сердце. Они не знают, что такое «притворяться». Поэтому и не выходит стать актером у Проньки (Руслан Бальбуциев), который отказывает режиссеру (Гарий Князев) со словами о том, что в сценарии «другой человек написан».

Спектакль изображает весь спектр непрактичности человека: от историй искренних, но «чудаковатых» своей нелогичностью отношений внутри семьи до конфликта города и деревни. Два мира сталкиваются, и естественная деревенская жизнь потесняется городским образом жизни, где всем руководит расчет, практичность, а следствие логично следует за причиной.

Декорации спектакля так же просты, как и та жизнь, которую они изображают. Обычная деревянная кровать и деревянный стол перемещаются из одной истории в другую. При этом еда на столе – настоящая. Эта, хоть и незначительная с виду, деталь усиливает естественность происходящего. Именно такие детали и создают ту гостеприимную атмосферу спектакля, в которую легко погружается зритель: чтобы поностальгировать или же погрузиться в ту эпоху, в которой он никогда не жил.

Текст: Елена Добродеева

Об авторе Елена Добродеева

Читать все записи автора Елена Добродеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.