- СТАТЬИ

Премьера спектакля «Тот самый М»: зал аплодировал стоя

25 сентября на сцене театра «На Литейном» состоялась премьера спектакля «Тот самый М», поставленного по пьесе Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Зал аплодировал стоя. Что, впрочем, и не удивительно, поскольку игра актеров была блестящей.

мюнхгаузен1

Молодой режиссёр спектакля Александр Серенко, выпускник РГИСИ 2018 года (воспитанник Анатолия Праудина), участник театральных фестивалей и лабораторий, сумел показать барона Мюнхгаузена в несколько новом свете, нежели в первоисточнике, сделать его более понятным и близким для нас.

Спектакль «Тот самый М» — это история о любви. Это история о жизни и смерти. О вере в чудо и о внутренней свободе. И, конечно, о счастье.

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (Николай Соловьев) или, со слов широкой общественности, сумасшедший барон, живет в своем собственном мире, мире Воображения и Фантазии. Там возможно все. «В шесть утра или в шесть вечера? Конечно, в шесть часов дня!». Он не понят и не принят, но, как ни странно, не страдает от этого. Играючи перемещаясь в пространстве и времени, барон счастлив рядом со своей возлюбленной Мартой. Рука об руку они разгоняют облака по утрам и ведут беседы с Сократом.

мюнхгаузен2

Но отход барона от общепринятых норм и правил пугает окружающих. А безумные истории заставляют сомневаться в его вменяемости.

И действительно, как находящийся в здравом уме человек может объявить войну целому государству или утверждать, что побывал на Луне и летал на пушечном ядре. Еще один вполне обоснованный день весны оказывается никому не нужен. Вера в чудо буквально висит на волоске от того, чтобы исчезнуть, погрязнув в житейских дрязгах и хлопотах мещан. Постановка остроумна и иронична, но не лишена драматизма. Стремясь сделать возлюбленную счастливой и стать таким же, как и все, барон умирает в глазах общественности, но не отказывается от собственных убеждений. Ведь его убеждения и фантазии — это именно то, что делает его самим собой.

―Все шутите?
―Давно бросил. Врачи запрещают.
―С каких это пор вы стали ходить по врачам?
―Сразу после смерти.

мюнхгаузен3

Любопытно, что действие спектакля начинается задолго до его начала. Неугомонный слуга (Сергей Якушев) то и дело выскакивает на сцену, вовлекая зрителей в историю и подогревая их интерес. Правда, на этом активное участие зрителей в развитии сюжета спектакля не заканчивается. И зрительный зал то и дело превращается в зал судебного заседания, благодаря репликам актеров, которые не единожды обращались к зрителям, именуя их «Господа присяжные», а также реагировали на шум и шорохи из зала: «Прекратите немедленно».

Меткие и ироничные литературные аллюзии, отсылающие к произведениям отечественной классики и библейским мотивам, помогают точнее понять мысль режиссера, отразить взаимоотношения между персонажами.

Сценическое пространство не загромождено декорациями. Предметы на сцене отражают ход событий, характеры персонажей и их взаимоотношения. Портрет барона используется в качестве столешницы, за которой трапезничает его бывшая жена, что говорит нам о пренебрежительном и враждебном отношении. А на стенах видны надписи, оставленные Мюнхгаузеном младшим:

«Ты мне не отец»
«Я не Мюнхгаузен»
«М жив»

мюнхгаузен4

О принадлежности к эпохе и месте действия (Германия, XVIII век) весьма отдаленно позволяют судить костюмы и реплики актеров. В свою очередь, отсутствие громоздких декораций дает главному герою возможность виртуозно
«перемещаться» в пространстве и времени, жонглировать эпохами и играючи раздвигать границы возможного. Комната с двумя ширмами по центру может быть и залой дома барона, и обителью бывшей супруги, и садом. Достаточно всего лишь вслух произнести название места, где герои находятся. А слуга Томас и возлюбленная Марта принимают правила его игры, поскольку это делает их счастливей.

Спектакль «Тот самый М» учит нас детской непосредственности, учит улыбаться, несмотря на житейские передряги, ведь в Мире и без того слишком много глупостей совершается с серьезными лицами. Ценить друзей, когда они рядом с нами, вместо того, чтобы осознавать истинную их ценность, когда они окажутся далеко от нас. Это жизнеутверждающая постановка, где за несерьезным на первый взгляд поведением героев и шутливыми репликами скрывается настоящая душевная драма. Но тучи рассеиваются. И на небосклоне по воле его величества Чуда вновь возникает солнце.

Автор: Василиса Демидова

Об авторе Василиса Демидова

Читать все записи автора Василиса Демидова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.