- НОВОСТИ, СТАТЬИ

«ПЕРЕнаСТРОЙКА. В поисках новой волны»

15 ноября в Театре Эстрады им. А. Райкина состоялась премьера нового музыкально-поэтического спектакля.

Режиссёр-постановщик Кирилл Петров переносит зрителя в эпоху гласности, когда наша страна словно встряхнулась от многолетнего сна. У многих появилась надежда на новую жизнь — более свободную, открытую, счастливую. Именно эту атмосферу и дарит спектакль.

Поэтическая основа, которая даёт ход всему действию, это стихи советского поэта Олега Григорьева. Злободневные, очень саркастичные, политические. В своё время они прошлись по всем сложным аспектам жизни советского человека: от огромных очередей и бытового алкоголизма до бюрократии и особенно (не по-доброму, смешно, но страшно) деятельности КГБ и милиции.

С бритой головою,

В форме полосатой

Коммунизм я строю

Ломом и лопатой.

Саундтрек спектакля состоит из музыки питерского андеграунда второй половины 80-х годов. Зрителя начинают плавно погружать в атмосферу Ленинградского рок-клуба ещё до начала спектакля. В фойе из динамиков звучит кинчевская «Красное на чёрном», песни Бориса Гребенщикова, Егора Летова и Юрия Шевчука. Их же мы услышим и во время спектакля.

Музыка и стихи — не просто средства для создания атмосферы 80-х, они органично вплетены в сюжет представления. Спектакль не претендует на полную историчность, это скорее авторский взгляд, переосмысление эпохи современным человеком, которому в ней жить не пришлось, с учётом современных ценностей и реалий.

Кирилл Петров, одновременно актёр и постановщик «ПЕРЕнаСТРОЙКИ», не стесняется добавлять в советский антураж ироничные отсылки к более современной поп-культуре: «Терминатору», «Властелину колец». Прошлись даже по модной нынче теме феминитивов.

Доставая с полки запылившийся том классической литературы, переосмысляя её с опытом своего времени, мы тем самым заново его оживляем. То же делают с классикой (и классиками!) герои «»ПЕРЕнаСТРОЙКИ».

Пушкин спускается со своего постамента, чтобы выслушать проникновенную историю судьбы простой дворничихи. «Наше всё» затягивается сигареткой и тянется к стопке. Потому что на глазах разворачивается человеческая трагедия — смешная и отчаянная совершенно, какую автор «Капитанской дочки» в своё время вряд ли мог себе представить. Он жил в другое время.

А прекрасный и недоступный мраморный Аполлон оборачивается игривым кентавром, чтобы унести на своей спине блюстительницу приличий — грозную снаружи, но, как оказывается, очень пылкую внутри.

Любовь вообще одна из главных тем спектакля. Хулиган Тёма неожиданно влюбляется в отличницу Олю. Железобетонная продавщица из универмага, наводящая ужас на всех жителей дома, не может устоять перед обаянием дворового алкаша, который в свою очередь, кажется, страстно влюблён в бутылку.

Одна из самых сильных, на мой взгляд, сцен в спектакле также о любви. Хрупкая советская женщина, которая травит аккумуляторы, и ключник на том же заводе, трудяга и немного даже борец за справедливость. Эти двое лазают по крыше, рискуя собой, пытаясь с помощью антенны поймать радио-сигнал.

Один поддерживает другого, пока тот пытается не сорваться, находя собственную волну. В них попадает молния, после чего пара исполняет страстный танец под «Лебединое озеро».

Первое — прекрасная метафора на тему отношений между людьми, где каждый ищет себя, но оба хотят непременно остаться вместе и помочь друг другу. Второе — скорее рассказ о «перенастройке» целой страны, августовского путча, который пытались перекрыть звуками знаменитого балета Чайковского по телевизору.

Театр Эстрады собирает на свои спектакли довольно разных людей — по возрасту, интересам, социальному статусу. Все ли сидящие в зале помнят, представляли 80-е годы Петербурга именно такими? Наверняка многие ничего не знали о доме по Рубинштейна, 13, не слушали и не слушают эту музыку. А кто-то, например, не распознает отсылки к современным фильмам. Но все получают огромное удовольствие от спектакля.

В чём секрет?

Язык юмора универсален и понятен каждому. Также как язык любви, уважения к индивидуальной человеческой истории. Не важно, дворник или школьный учитель, отличница или продавщица — каждый человек, каждый достоин быть раскрытым на этой сцене.

Столько книг, фильмов, спектаклей, постов в соцсетях о «крушении великой страны». Но сердцу всегда будут милее всего рассказы об отдельных персонажах. Потому что история — прежде всего люди.

Наша сегодняшняя действительность оставляет всё меньше пространства для свободы действий, а полиция и МВД вновь берут на себя роль репрессивных органов. И всё чаще мы снова ощущаем себя винтиками в глухой, построенной не нами системе. Так же как это было в Советском Союзе.

Тем ценнее живой спектакль Кирилла Петрова, который говорит: не важно, трагедия ли развал СССР или необходимый шаг на пути к развитию. Торжество жизни — в обычных людях.

За что ему большое человеческое спасибо.

Следующий спектакль пройдёт 14 декабря, у Вас ещё есть время, чтобы купить билеты. Этот спектакль совершенно точно стоит того, чтобы на него сходить.

Автор: Юлия Медведева

Об авторе Ярославна Ефимова

Читать все записи автора Ярославна Ефимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.