говорение
- СТАТЬИ

Олег Христолюбский: «Невозможно остановить приход будущего»

Пьеса «Говорение» Маши Всё-таки и Полины Коротыч представляет современный взгляд на школьный мир: подготовка к ОГЭ, первые влюбленности, тусовки, сложные отношения с учителями и родителями. Подростки ищут свою правду и хотят свободно размышлять о мире, учителя пытаются (или не пытаются) установить личный контакт, родители с усердием воспитывают своих детей. На чьей стороне окажется правда и может ли она быть абсолютной для всех? Что такое современное гражданское общество и как в нем живется детям? Все эти темы будут затронуты в новой постановке Олега Христолюбского, спектакле «Как тебе такой тятр, Илон Маск?», который увидит свет 8 сентября на Малой сцене ТЮЗа имени Брянцева, всегда живо откликающемся на изменения в современном обществе и ставящем интересы ребенка превыше всего.

Для справки: Олег Христолюбский – молодой прогрессивный режиссер, выпускник мастерской Юрия Красовского. Несколько лет был главным режиссером Лесосибирского театра «Поиск», участник лабораторий, посвященных исследованию современного театра, самобытный автор, находящийся в поиске своего художественного языка, с удовольствие погружающийся и погружающий в эксперименты артистов и зрителей.

Олег, с чем связан выбор материала?

С пьесой я познакомился давно, когда она была прочитана на фестивале «Любимовка». Когда мы стали обсуждать с Адольфом Яковлевичем Шапиро возможный материал для подростков, я вспомнил про «Говорение». Мы сошлись на мнении, что будет хорошо поставить эту пьесу в ТЮЗе.

Вы репетировали онлайн во время пандемии?

У нас были встречи с артистами зимой, мы знакомились, утверждали состав, затем в середине марта поработали над постановкой еще полторы недели. Онлайн встреч не было: мы прервались на том этапе, когда уже было нужно наше личное присутствие, мы наговорились и хотели что-то делать уже на сценической площадке. Я положительно отношусь к онлайн репетициям, это необходимый и интересный формат, но все зависит от задач. Чтобы не переливать из пустого в порожнее, мы все-таки договорились дождаться личной встречи. Тем не менее, опыт онлайн перформанса у меня был: мы с Егором Пшеничными и независимыми перформерами выпустили работу «Одиссея СOVID-19» на фестивале «Точка доступа», получилась интересная пьеса в формате потокового письма. А также с Анастасией Букреевой и Анастасией Насонкиной выпустили спектакль «Я делаю тебе сайт-специфик, пока ты режешь лук у себя на кухне». Аудиопроменад по собственной квартире, который пишется каждый раз почти заново для каждого нового зрителя.

Насколько сдвинулись сроки выпуска спектакля?

Изначально премьера должна была состояться в конце мая, после снятия карантина мы вернулись к репетициям в середине июля, премьеру сыграем в начале сентября.

Поменялась ли ваша концепция за время карантина? В этом году как раз отменили ОГЭ для 9 классов.

На самом деле не поменялась, потому что мы изначально смотрели шире на материал, в нашем внимании находился довольно большой корпус проблем. Для нас эта история не столько о подготовке школьников к ОГЭ, сколько о невозможности удержать развитие какими-то силовыми методами. Невозможно остановить приход будущего, а значит и отмирание старого, как бы этого не хотелось. Ситуация пандемии гораздо больнее вскрыла эту проблему и приблизила наше будущее гораздо быстрее. И, как мы убедились на практике, в будущее взяли не всех.

Расскажите о вашей постановочной команде.

У нас большая и приятная команда. За художественную часть отвечает Егор Пшеничный, с которым мы часто работаем вместе, а зрителям ТЮЗа он знаком благодаря спектаклю «Спички». Наш композитор — Дима Etoeto, постоянный участник группы «Простывший пассажир трамвая №7»: вместе с литератором Ваней Пинжениным они делают очень классную, интересную музыку. У нас будет саунд-дизайнер Анастасия Насонкина, с которой я выпускал все свои последние спектакли. За видеоарт отвечает молодой художник из КИТа Александр Жикин, с которым мы сотрудничали в хабаровском ТЮЗе.

То есть вы уже имеете опыт постановок для детской аудитории?

Да, но важно понимать, что подростки и дети – это две разные, несмешиваемые аудитории. Я ставил несколько работ для детей: «Воскресный ребенок» в театре «Поиск», сейчас нахожусь в процессе выпуска спектакля в хабаровском ТЮЗе «Джордж и тайны Вселенной», это своеобразный научпоп для детей по физике, очень веселая история с космическими путешествиями, интерактивный, а местами партисипаторный спектакль-квест по всему театру. Я ставил подростковые спектакли, например, пьесу «Юра» в Никитинском театре и «Варшавскую мелодию», адаптированную под подростков в театре «Поиск». Теперь будем работать над пьесой «Говорение», но это уже совершенно другой язык, другой способ выразительности и другая аудитория.

Вы любите современную драматургию и активно работаете с ней, чем она вам близка?

Всегда интереснее брать что-то новое и необычное. Я «топлю» за новую драматургию, я не могу себя заставить пойти в театр смотреть очередную версию Шекспира или Чехова. Столько есть классных современных сюжетов, почему мы с ними не работаем? В кино к ним активно обращаются, сколько можно ставить в театре одно и то же! Со всей любовью к классике, постмодерну, метамодерну, мне пока неинтересно крутиться и вариться в этих великих смыслах, бессмертных произведениях, мне важно размышлять, что происходит здесь и сейчас.

Один из важных мотивов произведения, может ли школа воспитывать творческих личностей. Что вы думаете на этот счет?

Я буду говорить со своей субъективной позиции, возможно, я чего-то не знаю или еще не вижу. Я считаю, что не нужно делить личность на творческую и нетворческую, свободную и несвободную, есть просто личность и какой-то набор ее характеристик. Конечно, в школе необходимо работать с каждым учеником, только для этого нужно научиться видеть в ребенке личность. Мы много беседовали об этом с актерами – у нас в группе присутствуют и совсем молодые актеры, и люди среднего, и почтенного возраста. Мы смогли собрать абсолютно разные мнения. На данный момент система устроена таким образом, что у педагогов нет физической возможности разговаривать с каждым учеником лично, у них существует отчетность, должны быть заполнены тонны бумаг и реализован в срок определенный план обучения. В идеальном мире учителя разговаривают с учениками на равных, вкладывают свои силы, болеют и борются за детей — это такой колоссальный труд! Когда у педагогов нет достойной оплаты труда, а система диктует довольно жесткие правила, не хватит никаких физических и эмоциональных сил на такую самоотдачу – и это нормально, все мы люди.

В пьесе заложен довольно больной сгусток проблем, который очень хочется поднять. Хочется говорить об этом открыто с учителями, чтобы они защищались, высказывали свою позицию, рассуждали об этом в школе с учениками. Запустить в обществе маятник нормального диалога про проблему, научить говорить про проблемы — какое-то время назад мы умели это делать! Сейчас, как только ты поднимаешь какой-то острый вопрос, тебя обвиняют в том, что ты хочешь сказать всем, какие они плохие и как ты их не любишь? А ты наоборот любишь, хочешь что-то изменить, поэтому не можешь об этом молчать.В пьесе в треугольник отношений включены еще и родители, на плечи которых в основном ложится воспитание детей. Можно ли винить систему или существует личная ответственность взрослых за то, какими вырастают их дети.

Я глубоко и сильно убежден, что вся наша жизнь — это политика, и я транслирую эту мысль в своем искусстве. То, какой мусор ты выбрасываешь, куда и как – тоже политика. То, что ты покупаешь себе на завтрак — это тоже результат чьих-то политических решений. В круг внимания родителей политика входит в гораздо большем масштабе, чем в круг внимания детей. Родители влияют на детей, получается такая цепочка, когда что-то учит злости, ты эту злость транслируешь в ребенка, ребенок дальше продолжает расти так, как он растет, транслируя злость окружающим. Пропаганда каких-то ценностей или наоборот запрет каких-то ценностей влияет на климат в семье. В итоге мы все равно упираемся в систему, хотим мы этого или нет.

Но сложно фильтровать то, что происходит вокруг тебя.

Сложно, но я бы не сказал, что примыкание к какому-то взгляду — это плохо, вопрос дальше, к каким взглядам ты примыкаешь, какие взгляды ты транслируешь. Я верю в утопию гражданского общества, но понимаю, что невозможно существование активного гражданина, если человек выключается из политической повестки. Чтобы выбирать, участвовать в происходящих общественных процессах, человек должен видеть хотя бы несколько взглядов на одну и ту же проблему. Это основы демократии, которые очень важны. Если у родителей меняются ценности, тогда они другие ценности транслируют детям, а дети по-другому начинают общаться с учителями.

Анжела как раз и пытается говорить с детьми на разных языках. Расскажите об этом образе, кто будет исполнять роль классного руководителя?

Ее будет играть Аня Мигицко, мы подумали, что она сможет сделать это трогательно, смешно и замечательно. Анжела — ищущий человек, пытающийся как-то по-другому воздействовать на детей, найти другие способы соприкосновения с ними. Она умеет извиняться, разговаривать с детьми на равных, другой вопрос, что не все получается так легко. Плюс этой пьесы в том, что Анжела не выведена как положительный герой, а выведена как человек, который совершает ошибки, не знает, как правильно поступить, набивает себе шишки, сталкивается с системой, ломается, либо не ломается, меняет свою оптику. У нее куча разных сложных выборов, она пытается услышать детей, но у нее тоже это не особо выходит. И в этом заключается чудесная трагедия: Анжела смотрит на детей только через призму книг и каких-то знаний. Она забывает себе сказать вначале одну фразу: «я ничего не знаю». Она всегда знает наперед, а реальность оказывается другой и все ее умозаключения рушатся.

В пьесе есть необычный персонаж Асадбек, который взаимодействует с Анжелой и пишет роман, пытаясь осмыслить свою жизнь как художественное целое. Почему он такой?

Возможно, он пишет потому, что у него не хватает инструментария, чтобы говорить вживую. У Асадбека сложная судьба в связи своих необычных взглядов на мир и отношения между полами. Современное российское общество скорее уничтожит такого человека, как Асадбек, чем даст ему возможность жить и быть собой, не боясь, что тебя зашеймят и пустят в бан. Он существует автономно, выходит из чата детей, не идет на их протест обществу вместе с ними – в пьесе раскрывается сложная и противоречивая судьба человека.

В пьесе очень позитивный финал. Вы верите, что правда детей может восторжествовать?

В моем представлении торжествует только правда детей: взрослые умирают, начинают действовать дети, потом они становятся взрослыми, приходят другие дети, начинают разрушать устои — это бесконечный процесс. Возникает вопрос только к взрослым, насколько сильно они цепляются за свои привилегии быть взрослыми и насколько сильно они пытаются отсрочить то, что в конечном итоге все равно не получится отсрочить. Взрослые могут либо вредить, либо помогать, но так или иначе дети возьмут верх. В финале дети обретают гармонию, и для нас важно, что это получается только после того, как они сбрасывают с себя какие-то оковы, наконец освобождаются от чужих мыслей.

Беседовала Елизавета Ронгинская

Фотографии Стаса Левшина

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.