обломов1
- НОВОСТИ

Обломов: трагедия поколения

К 160-летию писателя Ивана Гончарова спектакль «Обломов» 23 ноября пополнил репертуар петербургского Академического драматического театра имени Веры Комиссаржевской. Спектакль инсценировал главный режиссер театра – Леонид Алимов, известный по театральным постановкам «Доктора Живаго» по роману Б. Пастернака и «Матрёнин двор» по рассказу А. Солженицына. Вместе со зрителями Алимов ищет ответы на вопросы жизненного предназначения, пытается дотянуться до смысла существования каждого из нас.

Зритель сразу видит знаменитый диван Обломова: «Заахаар», — кричит Илья Ильич. Одним своим эффектным выходом Анатолий Горин в роли слуги заставляет зал хохотать. Захар по каждому пустяку бегает к хозяину – так режиссер показывает проблему безропотного подчинения крестьян, их неспособности к самостоятельному существованию. Некоторые сцены вызывают двойственные чувства, и ты не понимаешь – плакать или смеяться.

Первый гость Обломова – Волков. Несмотря на то, что он персонаж второстепенный, Игорь Андреев вывел его на первый план и уж точно не оставил незамеченным. Каждая его несуразная поза, каждый жест обладал таким комическим эффектом, что все присутствующие заливались смехом. «Самое сложное для меня в этой роли – взвинтить себя, потому что я по психофизике ближе к Обломову, а режиссер требует от меня быть быстрым, как кузнечик. Я очень рад, что Волков получил шанс полюбиться зрителю» — рассказал актер после спектакля. Для Обломова этот персонаж кажется странным, прочным, бездушным – мертвецом: «десять мест в один день — он же несчастный», — заключает Илья.

Какого доброго, мягкого, консервативного Обломова показал Егор Бакулин! Как точно прочувствовал героя и сыграл его в точности, как описывал Гончаров. Интересно было смотреть на преображения актера, характер которого больше схож с прагматичным, гиперактивным Штольцем. Илья привык не замечать свою лень и все беды сваливать на Захара:
-Какая пыль у вас везде!
-А это все Захар…

Вспомнить хотя бы необычный ход режиссера со сломанным шкафчиком. Уже долгое время он выпадает, но Обломов, вместо того, чтобы как-то починить, бранит слугу. Да и Захар недалеко ушел от барина, ему тоже лень разбираться. Только Штольц двумя движениями приводит мебель в порядок. Эта деталь, один хлопок и закрытый вновь шкафчик символизирует Обломова как «итогового», исторически уходящего, переживающего свои сумерки типа носителя дворянской культуры, Штольц же представляет людей новой эпохи, деятельных разночинцев, развивающих промышленность, содействующих перестройке русской жизни и ожидающих от этой перестройки блага для себя и общества.

«Ключевая тема спектакля – любовь. Она пронизывает его, причем любовь со всех сторон: любовь между друзьями, между мужчиной и женщиной. И все это переплетено между собой в единое целое» — рассказала актриса Елизавета Нилова, которая исполнила роль Агафьи Пшеницыной. И действительно, любовь начинается с приезда Штольца. Обломов испытывает к нему нежные чувства как к другу детства. Его прибытие и пламенные речи заставляют Илью встать с дивана и выйти из своего блаженного уголка – обломка Эдема. Правда, ненадолго. Андрей Иванович видит в друге большое сердце, которое поражает его, но человеку, чей смысл жизни в постоянном труде, непонятно безделье и апатия Обломова: «Где же тут человек? Где его целостность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?». С одной стороны, перед нами естественный человек, который не гонится за славой, деньгами, почестями. Он хочет обыкновенной жизни в покое: дом, лодку, жену с веслом… «Жена с веслом? Да ты поэт»,- перебивает его Штольц. С другой стороны, у главного героя кризис «детского» сознания, обособленности, у Обломова происходит разрушение личности. И все это составляет одно миросозерцание, одну судьбу, один характер человека, живущего в эпоху перехода от «Сна» к «Пробуждению», барина Ильи Ильича.

Любовь к Ольге Ильинской преображает Обломова. Бакулин показал влюбленного героя робким и смущенным. Особенно Илье становится не по себе после слов Ольги: «Мужчина ленив — я не понимаю». Герой действительно начинает меняться. Актриса Елизавета Фалилеева показала Ольгу чересчур инфантильной, но ее исполнение арии Сasta Diva поразило весь зал.
И все же постоянная деятельность, которую требовала Ильинская от Обломова оттолкнула его и со словами: «Прощай, мой рай!» Илья находит идеал в обычной барыне, глуповатой, но хозяйственной Агафьи Пшеницыной, которую блестяще сыграла Елизавета Нилова. В ней все передавало характер и поведение героини: от грубоватого голоса и глупого выражения лица до несуразного поклона в конце спектакля.

Режиссер решил поменять конец «Обломова» с счастливого для Штольца и Ольги, как задумал Гончаров, на драматичный, где гибель Ильи изображается как плач над стремительной необратимой моральной деградации огромного слоя общества. «Я прирос к этой яме», — завершает Обломов. Илья Ильич – собирательный образ, созданный в XIX веке, но и в наше время зритель найдет в себе схожие с ним черты. «Если уж говорить о современности, то Обломов, на наш взгляд, это такой дауншифтер, который, как сейчас, такие люди отказываются от социальных связей, сетей, мобильной связи», — комментирует Алимов.

Режиссеру удалось изобразить внушительный по размеру роман в постановке, которая длится около трех часов. Юмор и ирония чередуются с жестокой действительностью, которая вызывает сочувствие и слезы на глазах.

Автор: Алиса Кот
Фотографии предоставлены Театром им. В.Ф. Комиссаржевской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.