фабрика-слов
- СТАТЬИ

О молчаливой стране и силе слов

Спектакль по рассказу Аньес де Лестрад «Фабрика слов» был поставлен в «Театре у Нарвских ворот» прошлым летом. Но эта постановка уже получила славу фестивального спектакля. И совершенно заслуженно.

Эта история точно будет интересна и детям, и взрослым, поскольку разговор о ценности слов, истории взросления, искренности и доброте важен в любом возрасте. Недаром эта постановка уже много лет с успехом идет и в «Московском академическом театре имени Владимира Маяковского», и в Театре актёра и куклы «Петрушка» в городе Сургуте.

Над спектаклем работали два режиссера: Диана Разживайкина и Алексей Шульгач – и, по словам художественного руководителя театра Валентины Лутц, – этот процесс не прекращался ни на минуту. И результат весьма впечатляет! От рассказа позаимствована лишь общая канва – выдуманная страна, в которой за каждое слово нужно платить – такое сокровище доступно только богачам. Бедные же вынуждены побираться, собирая обрывки слов. История типичной семьи, их заботы и радости, мечты и горести – все уместилось на маленькой сцене театра.

Художник Мария Клочьева помогает ощутить тягостную атмосферу: полумрак на сцене, мусорные баки, заводские трубы, грязно-серые одеяния жителей, одинокий фонарь. Пол завален обрывками слов, которые так трудно достаются семье Филеаса. Здесь даже для того, чтобы дать новорожденному младенцу полноценное имя, родителям и дедушке нужно пожертвовать своими собственными словами. Но вот что поразительно – даже имея в запасе не больше десяти слов, они прекрасно понимают друг друга! А может быть в настоящей, крепкой семье, слова и не нужны?

Авторы спектакля наглядно демонстрируют процесс оболванивания жителей: добровольно-принудительная операция в младенчестве, отсутствие элементарных средств общения, подтасованные телешоу и рекламные ролики, рассказывающие о счастье жить в такой стране — и все это под видом заботы о населении. Впрочем, постоянные помехи и срывы трансляции намекают на то, что не все ладно в этом королевстве.

Жители этой страны чисты и наивны, доверчивы и неприхотливы. Огромные маски, полностью скрывающие лица как жителей, так и сильных мира сего, еще раз намекают о безликости общества. Но эти же маски позволяют четверым актерам дать жизнь доброму десятку персонажей, причем иногда образы сменяются так быстро, что не успеваешь понять, сколько же человек на сцене!

Этот мир должен быть практически бессловесным, но это совсем не так. У людей есть мысли, и их невозможно ограничить законами или деньгами. И эти мысли озвучивает рассказчик, от чьего имени ведется повествование – пожилой Филеас. В исполнении Антона Хатеева этот спокойный, умудренный опытом человек словно демонстрирует – у мальчика все получилось, и он смог дожить до старости.

Кроме того, на андеграундной сцене особенно удачно смотрятся яркие и задорные музыкальные номера. Над ними потрудились композитор Алексей Чуканов и автор текстов Александр Лозицкий. Эти замечательные песни, как невысказанные чувства и эмоции героев, многократно усиливают эффект молчания.

В центре повествования – мальчик по имени Филеас. Актер Роман Сидоренко рисует его молодым, порывистым и наивным. А каким же еще быть в 11 лет? И самое горячее его желание – велосипед. За это он готов отдать все 14 слов, что у него есть!

Впрочем, в этом возрасте мечтам так свойственно меняться, и имя прекрасной Сибеллы (Марина Петромаева) становится очередным вызовом молчаливому миру. В этом ему не может помешать даже могущественный соперник — богатенький Оскар, великолепно сыгранный Павлом Москалевым.

И если бы только это! Филеас идет наперекор судьбе настолько часто, что иногда и сам не осознает этого. И что удивительно – выходит победителем. Он ломает устои общества, посягая на большее, чем ему даровано. Это подтверждает и неожиданный финал, придуманный режиссерами и лишь косвенно связанный с французской сказкой. Доброта и смелость побеждают и открывают дорогу для последователей, показывая им, что и так тоже можно!

Автор Валентина Казакова

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.