- СТАТЬИ

Нотная грамота. Музыканты City Music Band раскрыли связь музыки и науки

В Санкт-Петербурге завершился очередной цикл ежегодного проекта «Музыка во всем». Он появился несколько лет назад благодаря фонду «Городу и миру», музыкантам брасс-коллектива City Music Band и композитору Ирине Вакуленко.

Место ежегодной встречи – Концертный зал Российской национальной библиотеки на Фонтанке, 36. Цель – рассказать зрителям, что музыка существует во всем и связана со всем, что нас окружает. Как говорят сами авторы проекта, за годы профессионального занятия музыкой у них накопились интересные наблюдения о взаимосвязи музыки, других искусств и даже наук. Этими размышлениями они решили поделиться с публикой.

Каждую из встреч в рамках этого цикла можно назвать концертом-лекцией. Правда, лекция эта проходит в довольно легкой, не занудной форме, а классический концерт дополнен множеством деталей: видеоарт, миманс, интермедии, рэп. Сами музыканты призывают называть их проект «концертным сериалом», где в каждой серии есть главная героиня – музыка, а есть персонажи, помогающие «раскрыть ее характер».

Например, первый концерт проекта назывался «Музыка, история, архитектура». Вел мероприятие артист Театра музыкальной комедии Кирилл Дроздов, который, помимо традиционного конферанса, исполнял роль Джакомо Кваренги – архитектора, усилиями и гением которого в нашем городе построены прекрасные дома, в том числе и Концертный зал РНБ. Но, как оказалось, этот архитектор был увлечен музыкой, потому его фигура была выбрана, чтобы рассказать о связи музыки с архитектурой и историей.

В игровой и непринужденной манере, читая рэп и исполняя известные всем мелодии, музыканты размышляли на тему: почему в тот или иной исторический период появлялись именно такие мелодии и именно такие здания, какая в них заложена человеческая мысль. Получилась логическая цепочка: Средневековье – готические соборы – строгие хоралы, барокко – вычурные дворцы – прекрасные мелодии Вивальди, XIX век с его романтизмом – гармония архитектурных форм – гениальный Чайковский.

Сложный, полный открытий, свершений и испытаний XX век родил летящие небоскребы и стильный джаз. Связь, казалось бы, очевидная, но в повседневной и профессиональной жизни люди редко о ней задумываются. Как и том, почему в наши дни главным музыкальным и архитектурным фоном стала эклектика, смешение всех стилей и направлений.

Следующие два концерта «Музыка, физика, химия» и «Музыка, математика и астрономия» – словно занятия для внешкольной программы, но придуманные изобретательно и с любовью к предмету. Во время них музыканты объясняют зрителям: на каких физических законах построена музыка, что такое ритм, лад, резонанс, акустика, как развитие физики шло вровень с усовершенствованием техники музыкальных инструментов, как разные мелодии запускают разные химические реакции в организме человека, как связаны математические законы и мир звуков.

Подкрепляются эти размышления самой разной музыкой:  Ave Maria Джулио Каччини, «Орфей» Монтеверди, «Вишня в цвету»  Эдди Кэлверта, «Фея Драже» Чайковского, That’s plenty Лью Поллака  и What a wonderful world Армстронга,  прелюдия из кинофильма «Властелин колец». Все эпохи, все стили и жанры. Исполняют музыку «в живую» на брасс-инструментах и, порой, в необычных, оригинальных аранжировках.

Завершением ежегодного «концертного сериала» стала программа «Кроссовер фэнтези». Формат у этого мероприятия тоже неожиданный для зрителя: музыканты рисуют на лицах яркие маски, изображая котов, за их спинами мелькают проекции разных картин, ведущий танцует, а все вместе они рассказывают и играют романтическую новеллу о кошках, Эрмитаже и полотнах легендарных художников. Звучат мелодии из кино, связь которой с музыкой гармонична и естественна, узнаваемые джазовые хиты и авторские композиции Ирины Вакуленко.

Проект «Музыка во всем», действительно, необычен. Его можно назвать просветительским, хотя рассказы музыкантов порой носят иронический характер. Он наполнен классической музыкой, но в таком живом и непринужденном исполнении, что даже люди, далекие от мира искусства, могут повысить свою «музыкальную грамотность». Он предлагает слушателю оригинальный микс из разных музыкальных стилей, дополняя его историями из жизни композиторов, ученых, людей искусства. Довольно любопытно, легко и познавательно.

Евгения Иванова

Фотографии предоставлены организаторами

Об авторе Евгения Иванова

Читать все записи автора Евгения Иванова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.