- СТАТЬИ

Мусалим Кульбаев: «Мы стараемся непрерывно работать над осознанием сути профессии»

Подошли к концу гастроли Национального Молодежного театра имени Мустая Карима, проходившие в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Театр привез 5 спектаклей, которые были показаны на Большой и Малой сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева: «Левушка», «Оскар», «Синяя-синяя речка», «Пеппи Длинный чулок» и «Ночевала тучка золотая». Незадолго до этого на сцене Молодежного театра имени Мустая Карима ТЮЗ представил несколько своих спектаклей: «Зимнюю сказку», «Маленькие трагедии», «Бедную Лизу», «Волшебника Изумрудного города», «Сказку о потерянном времени». Обменные гастроли прошли с огромным успехом: спектакли были горячо приняты зрителями. Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Государственной молодежной премии РБ им. Ш. Бабича Мусалим Кульбаев рассказал о значении федерального проекта, впечатлениях от гастрольных показов и планах на сезон.

— Мусалим Георгиевич, как вы оцениваете спектакли ТЮЗа, показанные на вашей площадке?

— Стремлением к техническому совершенству и некоторой холодностью, рациональностью, рассудочностью отличаются практически все спектакли ТЮЗа, которые мы посмотрели. С точки зрения внешней выразительности, отточенности всех движений, сценической речи и прочего — спектакли исполнялись высококлассно. Я любовался профессионализмом труппы, тем, как артисты прекрасно умеют говорить, двигаться, петь. Кажется, что они умеют вообще все!

— Ваши артисты тоже поразили своим мастерством: они прекрасно держат рисунок, умело балансируют на грани, что особенно заметно в жанре комедии. Каковы ваши главные творческие постулаты?

— Пограничные состояния всегда опасны. Чувство меры, вкуса, такта, особенно когда тебя каждую секунду подмывает куда-то скатиться, показать палец или немедленно всех раздеть или каким-то образом одеть — это вещь тонкая, сложная, требующая постоянного внимания. Мне приятно думать, что наша труппа находится в хорошем состоянии, мы работаем с артистами более 20 лет — давно знаем друг друга, чувствуем, очень многое прощаем, понимаем, какие есть сильные и слабые стороны, стараемся непрерывно работать над осознанием сути профессии. Надо представлять, какая часть твоего дела является ремеслом, которым ты обязан владеть, и какая часть будет даваться, если и будет, конечно, сверху в виде вдохновения. Мы стараемся не стоять на месте, развиваться, у нас есть собственные представления о планке, профессиональных возможностях и профанации мастерства. Существуют границы, которые мы просто не можем нарушить.

— Вы ранее принимали участие в проекте «Большие гастроли»?

— Принимали, и не раз. Насколько мне известно, сам проект существует с 2015 года. Мы принимали участие в 2017 году, ездили в Кабардино-Балкарскую республику, а в 2019 году посещали Москву. Так что для нас это не первый раз и, очень надеюсь, не последний. Я желаю этому проекту долгой жизни, а также долгой жизни тому, кто его придумал и внедряет в жизнь. Важно, чтобы вся эта история продолжалась как можно дольше, потому что без государственной помощи фактически ни один театр не можем себе позволить серьезный выезд, с серьезным репертуаром, на серьезное расстояние. Когда выезжает больше 5 человек куда-нибудь во

Владивосток — все понятно, значит, это коммерческое искусство, антреприза. 3 человека занято, еще 2 человека их везут, драматургия — абсолютно бессмысленна и очень смешна, художественного оформления нет, потому что надо взять любой стул и стол, который будет за кулисами, костюмы — современны, чтобы не тратиться на пошив. Это исключительно коммерческое искусство гастролирует по стране, не дает ни уму, ни сердцу ничего хорошего, но развлекает, может быть даже качественно. Проект «Большие гастроли» на серьезном уровне позволяет существовать профессиональному театральному искусству, вот поэтому эта программа заслуживает всяческих похвал и нашего восхищения.

— Мусалим Георгиевич, какие у вас творческие планы на грядущий сезон? Сколько спектаклей выпускает ваш театр ежегодно?

— Я ставлю 2-3 спектакля в год, а также мы приглашаем несколько режиссеров для работы с башкирской и русской труппой театра. На данный момент ведутся переговоры о новых постановках: сейчас мы думаем про новогодние истории, у нас, как в Молодежном театре, к этому вопросу очень серьезное отношение. Мы считаем, что в нашем театре должны быть самые лучшие новогодние представления и самые лучшие новогодние сказки — и мы без малейшей иронии к этому относимся. После этого мы будем делать что-то на Малой сцене. В этом ничего нового нет, все режиссеры любят Малую сцену, потому что там тонко, классно, слышно дыхание. Пока я размышляю над материалом — то меня бросает в сторону современной драматургии, потом хочется какой-то язвительной комедии, но очень умной, которая в итоге добра по отношению ко всем, но как врач, делает больно, чтобы победить болезнь. Возможно, это будет «Месье Амилькар или человек, который платит» или «Цианистый калий… с молоком или без?» Планов — громадье, и всемирная история, связанная с пандемией новой короновирусной инфекции Ковид 19, которая серьезно поколебала все вокруг, заставляет думать о том, что нынче делать и о чем разговаривать с публикой.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.