прилив2
- СТАТЬИ

Море. Одиночество. Любовь

Широкое море застилает сцену, насколько хватает глаз. Оно плещется совсем рядом и претендует на главную роль. На протяжении всей пьесы его цвет меняется в соответствии с характером отношений между персонажами. То оно спокойное, то бурлящее, темное, праздничное — море захлестывает всё и вся.

В Театре на Фонтанке премьера спектакля «Нас обвенчает прилив» по пьесе французского драматурга Жана Ануя. Театр уже не первый раз обращается к творчеству писателя: много лет в театре идет спектакль «Жаворонок», рассказывающий о трагической судьбе Жанне Д’Арк.

Для большинства произведений драматурга характерна авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Они хороши для театральных постановок. Интерес к ним публики основан не на происходящих событиях, а на непривычных идеях, созданных на основе знакомого сюжета. Именно такие интеллектуальные драмы стали лучшими в творчестве писателя. Второе название пьесы — «Ромео и Жанетта», предполагающая поистине шекспировские страсти и драму двух юных сердец. Пожалуй, печальный финал очевиден в самого начала. Но чем же привлекает эта история нынешнего зрителя?

Сюжет прост: накануне свадьбы Юлия решает познакомить своего жениха Фредерика с родственниками. Вместе с будущей сверковью они приезжают в старый дом, но их даже и не думают встречать. Знакомство происходит позже: гостей встречают отец Юлии, ее брат Люсьен и сестра Жанетта. Далеко не все с восторгом принимают молодую пару.

Отношения героев отходят на второй план: режиссеры-постановщики Семен Спивак и Мария Мирош делают акцент на образах героев.

Это спектакль о любви и сиюминутной жизни. О смерти. И конечно же это классический любовный треугольник. Даже четырехугольник! Тема рогоносцев поднимается неоднократно, а Люсьен, кажется, и вовсе гордится этим званием. Сергей Яценюк велоколепно справляется с ролью «рассказчика». Его сатирические замечания и постоянные ремарки превращают молодого человека в беспристрастного комментатора. Люсьену уже нечего терять, и он совершенно не стыдясь, без обиняков, высказывает все, что он думает о героях пьесы и жизни в целом. Его фразы — несомненное украшение пьесы: «Умирать легко, попробуйте поживите».

От одиночества в пьесе страдают все. Жанетта громогласно заявлет о нежелании быть одной, и ее вполне можно понять. Она не желает растрачивать молодость и красоту, и уверена в своей привлекательности.

Константин Воробьев в роли отца семейства предстает добродушным пьянчужкой. Он никогда не унывает и всегда находит выход из положения, затратив минимум усилий. Категорически не призная своего одиночества, он заливает его вином и прикрывается развязной веселостью: по-настоящему он становится покинут всеми лишь в финале. Его персонаж одновременно и созвучен, и противоположен матери Фредерика. Уверенная дама ближе к финалу превращается в усталую и пожилую женщину: ей некому отдать свою непосильную ношу главы семьи.

Жанетта становится лучом рыжего солнца, освещающего всё вокруг. Эвелина Спивак сразу притягивает взгляды. Ее появление сопровождается ярко-желтым цветом: желтое море, цветы и она: огненно-рыжая дикарка. Среди высокомерных и слишком правильных особ, она — хаос, невежество, дерзость. Все в ней те так, как нужно, и именно этим она и привлекает Фредерика. Жанетта — полная противоположность правильной и прилизанной Юлии, которая всегда прибираться в доме, потому что так положено, и следит за тем, чтобы все правила приличия были соблюдены. Нет сомнений, что с годами она станет копией матери Фредерика.

Фредерик, герой Константина Дунаевского, в спектакле написан скорее объектом вожделения. Сестры делят его, практически не обращая на него внимания. Его голос не важен. Фредерик выбирает страсть, столь необычную для него, дерзость и живую жизнь. Надолго ли? Возможно это лишь интрижка на одну ночь и утром он покорно вернется в семью?

Никто не знает: у пары есть только несколько часов, чтобы немного лучше понять друг друга. Однако Жанетта и сейчас лжет без злобы и умысла. Играет, точно проверяя силу чувств. Поверит ли любимый. А сейчас? Девушка сравнивает себя с истинно любящей женой античного героя и режет руку, не думая о последствиях. Ей это не важно. Она живет даже не сегодняшним днем, а минутой, секундой.

Слишком импульсивная, как все влюбленные, она боится всего, что может ей помешать. И когда Фредерик бежит к отравившейся Юлии, она тотчас же выходит замуж за своего давнего любовника.

Финал печален и предсказуем: семья, стабильность, уверенность в завтрашнем дне не для Жаннеты. В приливе она находит спасение и единственный выход из ситуации. Они счастливы с Фредериком. Все те секунды, пока прилив их не обвенчал.

Автор: Валентина Казакова

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.