- СТАТЬИ

Международный Брянцевский фестиваль пропитан любовью к детям

Есть события, которых ждешь целый год. Для детей и подростков, занимающихся театральным искусством, таким событием является Международный Брянцевский фестиваль, который проходит в середине марта в Санкт-Петербурге. Малая сцена ТЮЗа имени Брянцева на несколько дней превращается в площадку для удивительного детского творчества, яркого, свободного и экспериментального. Спектакли со всего мира радуют многообразием сюжетов и остротой поднимаемых тем: своеобразная детская лаборатория позволяет познакомиться с этносом разных стран и народов, современными тенденциями в сфере детского творчества.

В этом году XXI Международный Брянцевский фестиваль проходил с 16 по 20 марта, и его участниками стали коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Переславля-Залесска, Ульяновска, Ижевска, Ярославля. Из 150 заявок были выбраны 14 лучших детских театральных студий, которые в течение четырех дней показывали свои спектакли и участвовали в круглых столах с обсуждением спектаклей и открытых уроках по сценической речи и движению. Сделаем небольшой обзор по фестивалю, познакомимся с тем, какие тексты и жанры интересны режиссерам творческих коллективов и самим детям.

16 марта на Малой сцене были представлены пять спектаклей питерских коллективов. Театральная студия «Театрон» показала работу «Зверушкины истории» по пьесе Дона Нигро (режиссер Жанна Атаева, ДДЮТ Выборгского района). Перенос человеческих проблем в звериный мир добавляет легкую тень юмора постановке, но глобальность вопросов наталкивает на философские размышления. Каждый герой пьесы по-своему одинок, мучим вопросом выбора и страшиться совершить поступок. Вечный спешка в круговороте жизни мешает остановиться и оценить, насколько верен твой путь., именно он этом размышляют юные артисты студии.

Театр «Феникс» сыграл «Стальные лилии» по произведению Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» (режиссер Александра Денисова, школа №578 Приморского района). Этот спектакль получил гран-при фестиваля. Удивительная работа, тонкая, искренняя, основанная на реальных историях жизни людей, рисует мужество девушек, столкнувшихся с войной. Насколько меняется ракурс зрения во время страшных событий, как ожесточаются даже самые близкие люди, на какие жертвы готовы пойти и какие неблаговидные поступки они совершают – хоровод противоречивых мыслей кружится по кругу, рисуя искалеченное войной сознание человека.

Театр-студия «Горошины» погрузила зрителей в современную действительность: спектакль «Подростковое», на основе текстов Ярославы Пулинович, Екатерины Точанской, Дарьи Уткиной, Ирины Васьковской, Веры Полозковой нарисовал самые близкие детям вопросы, трогающие их душу в период становления. Режиссер Евгения Латонина в содружестве со своими учениками нарисовала масштабное, искреннее, личное высказывание детей, которые хотят быть услышанными, о самих себе.

Детский театр «Мэри» сыграл сказку Ганса Христиан Андерсена «Гадкий утенок» (режиссер Мария Еромирцева-Добрая). Вопросы борьбы человека и социума, созависимости людей рисуют сложный путь личности, отринутой обществом. История нарисована изящно и просто: жанр сказки позволяет подчеркнуть вневременную актуальность проблемы быть индивидуальностью, не вписывающейся в привычные стандартны.

Детская театральная студия «Я — Актер!» представила народную легенду «Гамельнский Крысолов» (режиссер Мария Кукушкина). Балаганная история в духе средневекового театра рассказывает о вопросах добра и зла, поиске справедливости в мире. С большой энергией, радостью дети живописуют такой похожий на современный мир, в котором есть различные слои общества и творятся беззаконья. Добро победит зло, иначе не может быть, но какой ценой?

17 марта было сыграно три спектакля, а также показан открытый урок по сценической речи «Принципы работы со скороговорками». Егор Архипов, педагог РГИСИ и МТЦ «Легкие люди» устроил интенсивный тренинг по работе со скороговорками и объяснил их практическую необходимость в познании театрального мастерства.
Молодежный клуб «Лайм» показал спектакль «Прощай, овраг» по произведению Константина Сергиенко (режиссер Денис Петровнин, поселок Майна, Ульяновская область). Проникновенная история о бездомных собаках, которым не хватает ласки и тепла позволяет напомнить людям о сострадательности и внимании к окружающему миру. Беспросветный мотив отсутствия надежды в жизни, необходимости заботы и тепла тем, кто предан человеку, вызывает искренне сопереживание.

Клуб «Птица» раскрыл весьма необычный сюжет и привез работу «Больно молчать» по документальному расследованию Юлии Дудкиной (режиссер Светлана Шанская, Ижевск). В основе работы – реальная история о буллинге в школе и поисках причины такого поведения детей. Здесь переплетаются все: отношения детей и взрослых, вопросы реализации в мире, стадного поведения и желания причинять боль, имея силу. Концовка спектакля оказывает сильное впечатления: у зрителей спрашивают, существует ли травля в их классе, и многие поднимают руки. Так искусство соединяется с жизнью.

Лицейский художественный театр Лицея искусств «Санкт-Петербург» сыграл спектакль «Много на свете не княжеских детей» по роману Федора Достоевского «Униженные и оскобленные» (режиссер Валерий Дьяченко). Драматическая, полная психологизма и оголенных человеческих переживаний история стала призером фестиваля. Эгоизм одних героев, жертвенность других ярким контрастом рисуют перипетии человеческой жизни, в которой человеку так часто приходится страдать.

18 марта было представлено три спектакля и Егор Архипов провел открытый урок по сценической речи «Использование предмета в речевом тренинге». Огромный отклик среди участников вызвала практическая работа с предметами, которые находятся в неразрывной связи с голосом и речевым аппаратом.
Музыкальный театрик Ричардаса Пинтвериса (Детская школа искусств №19, Санкт-Петербург) сыграла трагифарс «Честный суд» по мотивам басен Ивана Крылова. В сюжете главным героем, которого призывают к суду животные, оказывается баснописец Крылов, персонажи которого издавна являются олицетворением различных человеческих пороков. Они защищают свою точку зрения, повергая к сомнению стереотип восприятия их характеров. Слава Крылова остается непоруганной, но звери раскрываются с новых сторон и учатся прислушиваться к мнению окружающих и преодолевать сложности своего характера.

Театр «Луч» представил спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович (режиссер Яна Потапова, Центр детей и юношества, Ярославль). Постановка о необходимости и ценности человеческой памяти, которая позволяет не повторять ошибок, сделанных ранее и вовремя извлекать уроки, рисует историю судьбоносных событий, случающихся в апреле на протяжении всей жизни человека. Сквозь призму восприятия одного человека прокручивается история большой семьи, сформировавшей его как личность. Юные дарования поразмышляли о ценности каждого дня жизни и заботе друг о друге.
Детская театральная студия «Новая сцена» (режиссер Наталья Пантелева, Средняя школа №2, Переяславль-Залесск) привезла постановку «БАХ-БАХ-БАХ» по пьесе Юлии Поспеловой. Эта история рассказал о настоящей дружбе, творческом сознании и трагедии войны в жизни человека. Артисты балансируют на грани клоунской серьезности и затрагивают самые тонкие струны души.

19 марта молодые артисты показали три спектакля, а так же поучаствовали в открытом уроке, посвящённом сценическому движению. Педагог РГИСИ Калерия Алексеева рассказала о том, как развитие психофизических качеств актера оказывается основой театрального мастерства.
Театр-студия «Дуэт» представила спектакль «Завтра была войны» по произведению Бориса Васильева (режиссеры Ирина Алекперова, Аршад Алекперов, Санкт-Петербург). Любимый кинематографом сюжет преломляется в современном видении и с ностальгической грустью вспоминает о том, как счастливо чувствовали себя дети накануне Великой Отечественной войны. Эта постановка так же стала призером фестиваля.

Театральная студия «Дети Райка» сыграли работу по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой» (режиссер Иван Савченко, Москва). Философский спектакль о взрослении человека и принятии ответственности за свои поступки полон юмора и добра, а так же параллелей с современной действительностью. Дети играют задорно, легко, отлично понимая то, о чем говорят их персонажи. Радость от восприятия настоящего театрального искусства, наполняет сердца зрителей.
Завершил фестиваль спектакль по рассказам Антона Чехова «Рассказы» Школьной Театральной Мастерской Школы №2054 (режиссер Жанна Андреева, Москва). В основе работы – произведения Чехова о детях и взрослых, полные иронии, юмора и трагизма. Это спектакль так же стал призером фестиваля и получил высокую оценку жюри. Мечущиеся в желании высказать свою боль до конца, получить живой отклик на свои переживания, артисты очень близко подходят к чувствам своих персонажей, принимая их боль как свою.

Несмотря на непростую ситуацию в мире, XXI Международный фестиваль был проведен успешно и насыщенно. Дети получили колоссальный опыт творческого взаимодействия, сыграли на профессиональной площадке ТЮЗа имени Брянцева, посетили открытые уроки и круглые столы. Коллективам удалось посмотреть спектакли друг друга и увидеть, какой творческий процесс царит в других театральных студиях. Все дети проявили свою творческую индивидуальность и приобрели опыт выступления на профессионального зрителя. Любовь театра к детству бесконечна, как и увлечение детей искусством. Фестиваль благотворно влияет на созревание личности, эстетических и этических качеств подрастающего поколения, воспитывает художественный вкус и подталкивает к познанию нового. До встречи в следующем году на празднике, дарующем удивительное чудо творческого процесса, юных душ и сердец.

Автор Аглая Прокофьева

Об авторе Аглая Прокофьева

Читать все записи автора Аглая Прокофьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.