- СТАТЬИ

Мария Соснякова: «Театр — это всегда отражение жизни!»

Музыкальная, нежная, многогранная Мария Соснякова работает в ТЮЗе имени Брянцева уже 40 лет. За это время сыграла выдающиеся роли: Нинетту из «Зеленой птички», Маленького принца и Конька-горбунка из одноименных спектаклей, Миссис Гиббс из «Нашего городка», Ульянку из «Перемени печаль на радость» и многие другие. Работала с известными режиссерами, но всегда была предана своему мастеру — З.Я. Корогодскому. Сейчас в репертуаре актрисы — 8 названий: Мать («Бедная Лиза»), Аленка («Денискины рассказы»), Инга Павловна («Парень из прошлого»), Собачница («Спички»), Беда Андерсен («Петсон и Финдус») и образы в спектаклях «Лицо Земли» и «Танец Дели». О работах в постановках «Бедная Лиза» и «Спички», Учителе читайте в нашем интервью.

— Мария Владимировна, вы работаете в театре 40 лет. Как изменился театр за это время?

В 1981 году я закончила ЛГИТМиК, ныне РГИСИ, и была приглашена моим Мастером, моим Учителем Зиновием Яковлевичем Корогодским в труппу ТЮЗа имени Брянцева. Само устройство театров того времени было другим. Существовал, например, городской худсовет — ему сдавали спектакли перед премьерой. Кроме того, в каждом театре был свой худсовет, ТЮЗ не был исключением. Тем не менее, Зиновий Яковлевич, будучи Главным режиссером, решал все вопросы. Он создавал театр таким, каким видел его. Был безоговорочным лидером, хозяином театра, человеком, который отвечал за все и за всех. Знал все беды и радости нашего дома. В труппе, в основном, работали его ученики, поскольку Корогодскому было важно, чтобы его окружали единомышленники.

С течением времени театр менялся, как и окружающий мир. Театр — это всегда отражение жизни! Пришли новые формы, технологии, решения, новые люди, другие скорости, другие ритмы. Слава богу, что у меня есть возможность не только наблюдать за этим процессом, но и принимать в нем непосредственное участие.

И огромное спасибо нашему директору Светлане Васильевне Лаврецовой, которая на сегодняшний день является полноправной хозяйкой театра. Она знает все, каждый в объекте ее внимания, решает и творческие, и бытовые вопросы, любит ТЮЗ и живет им.

— Какой сезон был самым счастливым в вашей жизни?

— А вдруг я скажу, вот это был самый счастливый сезон, а у меня он еще впереди? Когда ты выпускаешь спектакль — это уже счастливый год. Потому что работа, даже если она трудная, и ты не очень доволен ею, это движение, жизнь. Работа — счастье уже потому, что она есть.

— Чем вам запомнились репетиции спектакля «Бедная Лиза» Марка Розовского?

— Я была в 9 классе, когда Марк Розовский поставил этот спектакль впервые в БДТ. Когда я узнала о том, что «Бедная Лиза» будет репетироваться у нас, я была несколько удивлена. Я честно перечитала произведение, которое мы проходили еще в школе, и была озадачена: что же я могу здесь сыграть?

Марк Григорьевич — человек, влюбленный в жизнь, влюбленный в Театр. Я не устану повторять: его заразительная энергия, азарт накрывают тебя, как цунами, сопротивляться невозможно. Тебя  захватывает творческий процесс. Мне посчастливилось репетировать со многими молодыми режиссерами и они, конечно, прекрасны. Но такой ошеломляющей и вдохновляющей энергетики я не встречала ни разу!

Начинается спектакль легко, смешно, забавно, зритель веселится, а оборачивается все довольно грустно и печально, трагически, я бы сказала. Зритель сопереживает истории. А что в театре самое важное? Ради чего мы все делаем? Не ради того, чтобы кто-то посмотрел и написал, как концептуально подано давно известное произведение. А ради того, чтобы человек испытал чувства. Сейчас. За этим люди всегда ходили в театр и, как показывает история, опять приходят. Тот отклик, который мы получаем — здесь ли на нашей сцене, в Черногории, в Пушкинских горах, Уфе, Йошкар-Оле — огромен. Мы слышим, как зритель идет за нами в этой истории. Карамзин — прекрасный автор, произведение написано хорошим языком, замечательна музыкальная основа,  без  которой этот спектакль совершенно невозможен.

— В спектакле роль Матери крупнее, чем в тексте Карамзина. Какая она для вас?

— У Карамзина эта роль очень маленькая, у нас она во многом выросла благодаря возможности передать характер через музыку. А я люблю это и умею. Меня учили петь как драматическую актрису, поэтому я очень рада, что здесь имею возможность реализовать свои навыки. Если говорить о сюжете произведения, то Мать Лизы прожила счастливую жизнь. Она встретила человека, который умел работать и бережно относиться к своему дому, они любили друг друга, и у них выросла прекрасная дочь. Лиза — открытая, нежная, именно потому, что выросла в любви, она не могла поверить, что близкий человек может предать. Розовский, кстати, влюбленный и в Карамзина тоже, много говорил о глубокой философии, заложенной в этом произведении, которое имело большой отклик в свое время. Многие писатели  обращались к этому сюжету, интерпретируя его. «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою», — говорит герой пушкинского «Станционного смотрителя». Лиза — не знает зла и даже помыслить не может о том, что поступает опрометчиво, ее нельзя осуждать.

— Совершенно другой образ вы раскрываете в спектакле «Спички» Артема Устинова. Ваша Собачница — потусторонний персонаж?

— В самой пьесе есть некая загадка в решении этой Собачницы, на мой взгляд, она самим автором не конкретизирована. В этой роли есть пространство для фантазии, пространство для высказывания, дальше уже дело режиссера, про что именно мы хотим рассказать. Мы долго думали, обсуждали этот образ и много к чему обращались, ведь собака в некоторых религиях — проводник в мир иной.  Я строила роль, балансируя  на грани реальной жизни и потусторонней. Мне кажется, это интересный эксперимент: зритель видит реального человека, которого вполне можно встретить на улице, а через какое-то время понимает, что персонаж выполняет определенную мистическую, может быть даже роковую задачу. Моя Собачница привязывается к главному герою, потому что он ей интересен, у нее есть огромное желание предупредить и остановить его, помочь справиться с внутренними проблемами. В прошлом году мы ездили на фестиваль «Артмиграция» в Москву, и мне было очень приятно услышать на обсуждении многое из того, о чем мы сговаривались на репетициях.

В прошлом году вы сыграли в спектакле «Петсон и Финдус» по произведению шведского детского писателя Свена Нурдквиста. Это уже не первая работа с Василием Сазоновым?

— Много лет назад я встретилась с режиссером Василием Сазоновым во время работы вне театра — это были ленфильмовские Елки. Меня поразило, что Василий относился к этому чрезвычайно серьезно и мы существовали по законам театра. Нам было очень комфортно в работе, поэтому мы решили встретиться вновь. Василий предложил непростую пьесу Ионеско «Бред вдвоем», а я была молодая, энергичная, «безбашенная». У меня был  чудесный партнер Дмитрий Логачев, и мы все вместе окунулись в процесс создания спектакля. Театр  принял его как нашу самостоятельную работу, и «Бред вдвоем» долго шел на Малой сцене ТЮЗа, за что я благодарна и театру, и Василию. А в прошлом году у Василия возникло предложение для театра, весьма подходящее для Нового года. Я была рада, что открыла для себя такое произведение — «Петсон и Финдус», это нужная, привлекательная история для детей. Василий имеет большой опыт в создании серьезных праздников, таких как «Алые паруса», блокадных и других городских проектов. А в нашем театре он сделал довольно милый, фантазийный, веселый спектакль, дети его воспринимают очень хорошо. Надо сказать, что мой Учитель всегда стремился к тому, чтобы посещение театра было семейным, а не «культпоходным». На «Петсона и Финдуса» ходят всей семьей, и это прекрасно.

— Мария Владимировна, какие слова мастера вы вспоминаете чаще других?

— Зиновий Яковлевич дал нам очень хорошую актерскую школу, благодаря этому я работаю в театре уже 40 лет. Он был не только замечательным театральным педагогом, он подготовил нас к непростой жизни в театре. Помню, мы играли «Бред вдвоем» в театре «Поколение» на творческой декаде «Ученики учителю». Зиновий Яковлевич после спектакля сказал: «В театре мало работать, в театре нужно уметь жить. И, мне кажется, что Мария за эти годы сумела этому научиться». Профессия, репетиции, спектакли — это все здорово, но очень важен и другой аспект — люди, контакты, общение. Многое пережито, пройдено множество ситуаций, и больных, и неприятных, и счастливых. Это — театр, тут все очень тонко.

Елизавета Ронгинская

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.