- СТАТЬИ

“Дуэль” как сражение

В середине января в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля “Дуэль”. Антон Павлович Чехов написал эту повесть после путешествия на Сахалин. Произведение о любви и “несходстве убеждений” стало предвестником скорого раскола общества и его идеологии.

Пьеса о перерождении человека перед лицом смерти превращается в «дуэль всех со всеми», где каждый сражается с самим собой, своими пороками и чувствами. Режиссер Леонид Алимов видит Чехова именно так, и поднимает важные вопросы. Может ли человек поменяться под влиянием обстоятельств? Насколько тяжела такая задача, и все ли способны стать другими? На какие жертвы готов человек, и все ли средства хороши на пути к цели?

Действие повести происходит в одном из маленьких южных городков на берегу Черного моря. Именно сюда приехали Иван Андреевич Лаевский со своей сожительницей Надеждой Федоровной. Они сбежали от ее мужа, и теперь, по прошествии двух лет, их чувства угасли. Здесь же второе лето работает зоолог фон Корен, твердый и решительный человек, антагонист Лаевского.

Актер Владимир Крылов, в точности с замыслом Чехова, рисует Лаевского неуверенным, ленивым, порой жалким человеком. Его истерики доходят до кривляния и выпендрежа. А сумбур пошлых намеков, превалирующий в атмосфере первого действия, подчеркивает его порочность и нерешительность. Однако он не жесток; и больше сердцем, чем умом противостоит фон Корену, воплощению деспотизма и бессердечия, приверженцу дарвиновской теории об уничтожении слабых. Чехов не знал фашизма, то точно уловил изменения в обществе, где зарождались ростки естественного отбора и «уничтожения микробов».

Однако в исполнении Ивана Васильева он не выглядит отрицательным, злым героем. Да, он не любит Лаевского как чуждого ему элемента, но в то же время фон Корен планирует кругосветное путешествие, мечтает о великих открытиях. В одной из сцен он — в черном френче, рассказывает о своих помыслах, чеканя каждый шаг. Не зоолог – истинный полководец на поле боя. Он хорошо знает, что и зачем делает, строг и подтянут, активен и смел.

Весь спектакль посвящен противоборству главных героев. Практически в каждом акте зрители становятся свидетелями их заочной “дуэли”. У режиссера получилось превратить полемику в антагонистов в открытое противостояние, в которое вовлекается все большее число участников. Получится ли у героев переспорить и тем самым изменить друг друга, и кто выйдет победителем в этой схватке? Невольно задаешься вопросом, что нужно для перерождения человека, что становится последней каплей для решительных изменений? А может быть все, что для этого нужно, уже живет в нас и только ждет подходящего часа? Ближе к финалу Лаевский и фон Корен сталкиваются сначала в словесном поединке, а затем и в настоящей дуэли.

Столкновение характеров и судеб буквально наэлектризовывает спектакль. Точно подчеркивает конфликт и сценография спектакля (художник-постановщик Анвар Гумаров). Если в первом действии расслабленная и ленивая атмосфера курорта обволакивает и убаюкивает зрителей, давая им насладится жарким солнцем и теплым морем, то во втором отделении дождь и гроза создают напряженную, сложную обстановку, словно вызывая героев на сложный разговор.

Дощатые помосты-лестницы по краям сцены меняют свои положение в каждом акте, изображая то мостки, уходящие в море, то крышу дома, то горы. Огромные лодки из досок оказываются весьма многофункциональны: то они служат по прямому назначению, то превращаются в своеобразные кабинки, где располагаются герои.

Режиссер говорит: “«Дуэль» – мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием”. В постановке всего два женских образа, но они заслуженно привлекают все внимание и героев, и зрителей. Надежда Федоровна, сожительница Лаевского, интересная и красивая женщина, собирает восхищенные взгляды мужчин. Актриса Елизавета Фалилеева наиболее ярко раскрывает характер героини в разнузданным цыганском танце, символизирующим ее свободу и раскованность. Тем сильнее выглядит метаморфоза, которая случается с ней ближе к финалу.

Ее противоположностью является Мария Кирилловна, зрелая женщина, мать семейства. И если у Чехова она — на вторых ролях, то великолепная, яркая игра Маргариты Бычковой никого не может оставить равнодушной. Ее героиня не знает полутонов. Она и любит, и ненавидит всем сердцем, и не стесняется в проявлении своих чувств.

Нельзя не отметить смелый режиссерский ход. Главным участником истории режиссер Леонид Алимов видит молодого дьякона Победов, считая его своего рода альтер эго Чехова. Актер Вадим Лунгу, внешне похожий на нелепого и смешного ангела, в течение всего спектакля лишь искренне и невпопад смеется. Одно слово, блаженный, даром, что в рясе. Но ближе к финалу дьякон выходит на первый план: именно его возглас мешает фон Корену убить Лаевского. Дьякон искренне верит в чудо и становится его воплощением. Веря, что убивать нельзя, он становится ангелом-хранителем многих участников истории и помогает сделать правильный выбор.

У режиссера получилось показать нравственное преображении человека. Метущийся и слабый Лаевский накануне дуэли осознает всю никчемность своей жизни. Находя успокоение в объятиях Надежды Федоровны, они прощают и принимают друг друга, искренне готовые к новой жизни. Не зря Лаевский стреляет в воздух: он и в самом деле противится злу всеми своими силами, а значит перерождение случилось.

Валентина Казакова

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.