- СТАТЬИ

Андрей Слепухин: «Каждый зритель смонтирует свою историю»

Свое столетие ТЮЗ имени А.А. Брянцева планирует отмечать с размахом: ожидается спектакль-концерт «Планета ТЮЗ», выпуск книги и документального фильма о театре, открытие нового памятника, встреча членов Делегатского собрания. 23 февраля по традиции театр сыграет спектакль «Конек-Горбунок», в котором примут участие все некогда игравшие в нем артисты. Помимо этого, 15 февраля запланировано необычное событие — спектакль-путешествие по театру «Время и место» в режиссуре Андрея Слепухина. В прошлом году актер и режиссер театра выпустил спектакль «Дай найти слова» по книге «Время сердца», основанной на переписке Пауля Целана и Ингеборг Бахман. Тщательная работа с документальным текстом, умение сохранить недосказанность и максимально включить зрителя в процесс создания спектакля отличают творческий почерк режиссера. Расскажем подробнее о концепции новой постановки и о том, что удается сохранить ТЮЗу имени А.А. Брянцева на протяжении ста лет.

— Андрей, какие цели вы ставили перед собой, приступая к этой работе?

— Мне хотелось провести исследование истории театра: любя ТЮЗ, поговорить не только о его величии в ракурсе столетнего юбилея. Попытаться понять, как возникло само явление «театр юных зрителей», как оно развивалось, к чему пришло. Поставить какие-то вопросы про будущее, про то, что нас ждет впереди. Рассказать о ТЮЗе серьезно и без всяких шор, беспристрастно, насколько это возможно, взглянуть на суть театра, разобраться в чем его уникальность. Благодаря этой работе, я очень многое для себя открыл — эмоционально, интуитивно, сущностно, и еще больше пристрастился к ТЮЗу как явлению.

— На какие книги вы опирались, работая над инсценировкой в содружестве с драматургом Екатериной Августеняк?

— У нас огромное количество источников, но есть некие основные: Александр Брянцев «Дневники», Зиновий Корогодский «Возвращение», Ольга Волкова «Мои адреса», сборник «ТЮЗ. Без пяти минут сто лет», Виталий Дмитриевский «Театр юных поколений», Клавдия Пугачева «Прекрасные черты». Помимо этого, мы поработали с драматургией, которая была важна для театра в разные эпохи, включая современность. Есть некоторые сцены, написанные на основании эмоций, впечатлений, воспоминаний,  основанных на разговорах с Натальей Леонидовной Боровковой и Сергеем Борисовичем Надпорожским. Это монтаж разных языков, текстов разных эпох, которые нельзя привести к единому знаменателю. Драматургическая структура спектакля дает возможность множественной точки зрения и порождает двойственность восприятия, что мне особенно дорого.

— В каком жанре задумана работа?

— Это будет site specific — исследование становления театра, исторического контекста, и самого здания, в котором мы находимся. Будут представлены два маршрута —  путь автора и путь героя, выбор будем рандомным. Группы будут проходят по различным пространствам театра и в какие-то моменты пересекаться, объединенные общим событием. За счет минимальных изобразительных средств мы преобразуем пространство театра и дадим ему зажить в ином качестве. Каждая часть театра станет сценой.

Благодаря путешествию по театру у зрителя возникнет ощущение, что ему доверяют что-то личное, появится особая искренность, поменяется оптика. Предложить зрителю обрести свой взгляд на историю, спровоцировать на то, чтобы он самостоятельно разобрался в событиях, предоставить возможность смонтировать в своем сознании свою историю — вот к чему мы стремимся. Очень хочется, чтобы люди воспринимали наш спектакль как дружескую, интересную встречу и были открыты к диалогу.

— Какие периоды в истории становления театра вы выделяете?

— Это сделала за нас история: период Александра Брянцева, Зиновия Корогодского, неоднозначный, никак неотрефлексированный, сложный период после 1986 года. Мы будем говорить про все это, конечно, в разных пропорциях. Как происходила эволюция театра, какие были знаковые точки, подталкивающие театр к изменениям, где были кризисы, как из кризиса возникал успех. Наша задача поразмышлять о ТЮЗе как о явлении, нас интересует, что из себя представляет идея театра для юношества и как она развивалась в течение 100 лет.  Что такое юность, кто такой юный, как с ним работать? С самого первого спектакля ТЮЗа прослеживается традиция культурного обогащения юных зрителей, ведь Брянцев ставил спектакль «Конек-Горбунок» с отсылкой к древнегреческой трагедии и мировой культуре. При этом Брянцев говорил, что театр должен быть только для детей и юношества, затем в ТЮЗ пришел Корогодский, который решил работать и со взрослыми. Что это? Уничтожение брянцевской традиции или эволюция? Современный ТЮЗ сфокусирован на исследовании различных периодов становления человека — детства, отрочества, юности, зрелости, старости. Это же уникально, ни один театр не можете себе этого позволить! У нас сбалансированный репертуар, воплощающий идею Корогодского о том, что ТЮЗ — это  театр для всех возрастов.

— В чем заключается вклад Брянцева в развитие театра для юных зрителей? Фотографии зрителей ТЮЗа первой половины 20 века поражают своей осмысленностью и искренним стремлением к радости.

— Для меня очень важен контекст: когда ТЮЗ родился, как росли дети? Война, революция, голод, смерть — первые зрители ТЮЗа видели то, чего многие из нас не видели никогда. Брянцев придумал театр, работая в спецприемнике, куда дети и подростки попадали на месяц. Что это был за человек, у которого хватило доброты, уверенности в своем деле и сил, при том кошмаре, что происходил, создать театр для подрастающего поколения? Наш театр единственный из ТЮЗов страны, который за 100 лет своего существования не поменял своего прямого назначения.

Благодаря Брянцеву открылся Архангельский, Новосибирский, Киевский ТЮЗ, он был во главе движения создания юношеских театров в советской России. Брянцев много ездил по стране, проводил семинары, отправлял артистов театра «поднимать» новые коллективы. Известно, что американцы использовали архитектурно-эстетическую модель ТЮЗа как модель идеального театра для детей и юношества и пытались воспроизвести ее у себя.

— Анализируя 100-летний репертуар театра, к каким выводам вы пришли?

— Что это очень больной вопрос на протяжении всей истории ТЮЗа. Советская власть запрещала играть сказки, считая их проявлением буржуазности и религиозности. Пропогандировался социализм, реализм, идеологически выверенные пьесы писались пачками. Театр не мог не откликаться на сегодняшний день: Брянцев, затем Корогодский задавались вопросом, где взять современную пьесу высокого художественного уровня. Именно поэтому многие пьесы писали сами работники театра (Леонид Макарьев, Борис Зон и др.). ТЮЗ взращивал драматургов, которые могли бы отвечать запросам именно этого театра, говорить о советском в хорошем, глубинном смысле слова. Они пытались понять современных героев — беспризорников, строителей, пионеров. Корогодский открыл не одного драматурга — Владимир Меньшов написал пьесу «Месс-Менд», Булат Окуджава — «Будь здоров, школяр», Радий Погодин — «Трень-брень», Михаил Рощин — «Радуга зимой». Меня особенно поразила пьеса «После казни прошу» Вольфа Долгого — это один из первых известных мне отечественных документальных спектаклей в театре, пьеса построена только на исторических источниках — письмах, приказах, постановлениях. И это был 1967 год, параллельно велась работа над спектаклем «Наш цирк». Насколько разнообразен был репертуар ТЮЗа и по языку, и по находкам!

Сейчас вопрос современной драматургии для детей все так же открыт. В этом сезоне наш театр создал драматургическую лабораторию «ПЬесочница», в рамках которой мы представляли читки произведений российских молодых драматургов для детей разных возрастов. Театр стремится заполнить эту лакуну и продолжает вдохновлять на творчество, понимая, что необходимо искать современные тексты и особый способ коммуникации со зрителем. Об этом мы тоже говорим в нашем спектакле.

— Какую сущностную черту удается пронести ТЮЗу сквозь годы?

— Корогодский говорил, насколько важна ансамблевость и студийность в театре, ощущение общности. У нас в театре мощно заложена эта традиция. Я сейчас репетирую с большой компанией артистов разных поколений. Сергей Борисович Надпорожский, Наталья Леонидовна Боровкова, Владимир Чернышов, Анна Кочеткова, Анастасия Казакова, Аделина Любская, Анна Мигицко, Иван Стрюк — все работают с удовольствием, ответственно, доверяя и помогая друг другу. Преемственность поколений позволяет сохранить то, что вложил в театр Александр Брянцев и Зиновий Кородский — любовь к своему делу.

Елизавета Ронгинская

Фотографии Надежды Бакиной

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.