Если бы знать_1
- СТАТЬИ

Можно ли изменить прошлое?

В этом году Театр имени Комиссаржевской перенес на большую сцену спектакль «Если бы знать…» по пьесе «Если начать сначала» Эрика-Эммануэля Шмидта. Год назад режиссер Олег Куликов поставил ее на малой сцене, и вот теперь постановка стала более масштабной.

Произведения Э.-Э. Шмидта весьма популярны среди петербургских театров. В разное время пьесы этого французского драматурга ставили Театр имени Ленсовета и Молодежный театр на Фонтанке, а Театр «Буфф» увидел эту же пьесу в комедийном стиле. В Театре имени Комиссаржевской это скорее драма, если не сказать трагедия. Создатели спектакля ставят перед зрителями сложные вопросы о прошлом, настоящем и будущем, но есть ли на них правильные ответы?

Режиссер сделал главным героем спектакля время и неизбежность. Громадные часы во всю стену напоминают не только о скоротечности времени и быстром наступлении старости, но и о невозможности задержать или изменить настоящее. Так ли это на самом деле, или, если действительно захотеть, то можно поменять даже прошлое?

Знаменитый врач Александр Суше возвращается в свой родной дом, волею судеб попадая в прошлое. Как раз вовремя: в тот роковой день Саше предстоял непростой выбор. На одной чаше весов — Гарвард и успешное будущее, на другой — четыре любящие его женщины. Три молодых особы и родная бабушка, каждой из которых есть что сказать молодому человеку. Не слишком простой выбор для одного дня и 25-летнего юноши. Он еще так молод и горяч, испульсивен и влюбчив. Умудренный опытом нобелевский лауреат пережил этот важный день много лет назад, и теперь пытается подсказать, направить, помочь, а может и спасти своего юного «двойника» от чего-то непоправимого.

Где здесь живет любовь и как сделать правильный выбор? Как остаться человеком, не предавая ни своих идеалов, ни своих близких? Как стать счастливым, не зная будущего наперед?

Выбор делает не только Саша. Нынешняя пассия Бетси, якобы беременная Кассандра и тяжело больная Мойра — кто из них действительно знает, что такое любовь, и готов отправится в неизвестность?

Взрослый Александр — в черном, тогда как большинство молодых героев — в белых одеждах, а то и без них. Контраст двух цветов демонстрирует переход от молодости и легкости к зрелости, опыту и долгу. Суета и беспечность в начале пьесы переходят в напряженную, сложную атмосферу чувств и переживаний.

На этом фоне оплотом мудрости, теплоты и спокойствия становится бабушка главного героя в исполнении народной артистки Тамары Абросимовой, каждое появление которой приковывает взгляды зрителей. Ее легкая и непосредственная игра, добрая улыбка и ласковый взгляд словно лучи солнца освещают погруженную в полумрак сцену. Не зря она тоже в белом — ее беззаботность и наивность очаровывают и подкупают. Бабушка незаметно становится тем самым смыслом, вокруг которого строится вся жизнь Александра и Саши.

И если прошлое и можно изменить, если начать сначала и не упустить единственный шанс для судьбоносного слова, то только в этот миг ты понимаешь, кто действительно для тебя важен. Это и есть выбор, ответственность и свобода. А любовь и долг подчас идут рука об руку.

Автор Валентина Казакова

Об авторе Валентина Казакова

Читать все записи автора Валентина Казакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.