- СТАТЬИ

Иван Орлов: «Только любовь может сохранить человека»

В ТЮЗе имени А.А. Брянцева готовится премьера — 9 февраля состоится спектакль «Отрочество» по пьесе Ярославы Пулинович. Режиссер спектакля — Иван Орлов, ученик Л.Е. Хейфица, ранее поставивший в театре работу «Лев, колдунья и платяной шкаф». Иван Орлов — лауреат престижных премий, участник режиссерских лабораторий. Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Томске, Комсомольске-на-Амуре, Прокопьевске. Чем привлекательна пьеса Ярославы Пулинович, какой конфликт переживает Николенька и кто занят в постановке, узнаете из интервью с режиссером.

Иван, впервые вы поставили эту пьесу на лаборатории театра Наций, организованной в Ясной Поляне 7 лет назад. Почему возникло желание вернуться к работе над произведением Ярославы Пулинович?

Пьеса «Отрочество» — текст уникальный, потому что представляет собой современный взгляд человека на историю XIX века. Когда мы ставим спектакль по классике — это всегда непросто, потому что сегодня молодые люди говорят на другом языке, существуют тотально в другом ритме, а инсценировки по классическим произведениям не всегда это учитывают. «Отрочество» Ярославы Пулинович — интересная, классная, динамичная пьеса: драматург предана идеям Толстого и с уважением относится к слову романиста. В ТЮЗе возник запрос на постановку пьесы молодого драматурга, и я сразу вспомнил про «Отрочество». В меня попадает эта история взросления молодого человека и вместе с этим взросление каждого из членов семьи. Николенька, как будто, лучшая часть меня самого, поэтому работа над пьесой интересна вдвойне.

Что отличает этого героя от остальных?

Он — тонкокожий мальчик-поэт, непохожий на своих сверстников и являющийся белой вороной даже в своей семье. Николенька — главный герой спектакля, именно его глазами мы смотрим на происходящие события. После смерти матери семья героя раскалывается, и в беде каждый инстинктивно начинает заниматься исключительно своими переживаниями. Николенька чувствует одиночество и испытывает злость на весь мир. Мама Николеньки была уникальным человеком — ее внимание было полностью обращено на других, она демонстрировала невероятную жизненную силу и готовность любить человека во что бы то ни стало. Николенька перенял эту материнскую любовь к жизни и любовь к миру. И главный вопрос, который мы решаем на протяжении спектакля — продолжит ли он любить этот мир, несмотря ни на что или нет. Только любовь может сохранить целостность личности человека.

Какими средствами вы будете раскрывать небытовое мышление героя?

Вся наша сценография — это вымышленная реальность Николеньки. Художник Никита Афанасьев рисует минималистичные декорации — картины мира героя. Хореограф Наталья Шурганова создает пластические сцены: события происходят не только на уровне текста, но и на уровне пространства. В спектакле прозвучит большое количество музыкальных композиций, которые по атмосфере и духу близки Николеньке. Главный аватар героя — Миша Родионов и группа Retuses, также будет звучать Кедр Ливанский и Mujuice. Это честная, альтернативная, экспериментальная музыка — каждый из этих людей является современным поэтом, сегодняшним Николенькой, и через музыку они пытаются выразить то, что происходит вокруг.

Кто занят в вашем спектакле?

Мне очень нравится распределение ролей — есть все, чтобы спектакль случился. У нас играет много молодых артистов, в этом году пришедших в театр. Роль Николеньки исполняет Семен Толов, он человек самодостаточный, с интересным внутренним миром. Володю играет Данила Лобов, крепкий, жизнеспособный, самостоятельный артист, который уже пробует себя в режиссуре, пишет и ставит интермедии для театра. Папу и маму играют Дмитрий Ткаченко и Анна Слынько, Ромео и Джульетта, которые выжили. Для Дмитрия — это роль на сопротивление: папа — человек очень нерациональный, природный, животный — Дима более земной и рациональный, поэтому ему интересно попробовать игрока. Образ Анны — некий световой удар, краткий, но мощный: ее смерть запускает события пьесы и в течение всего сценического времени главный герой ведет диалог со своей матерью. Алиса Золоткова играет Мими, Юлия Корж — Любочку, Катя Бездель — Катеньку.

Также в нашем замысле присутствует игровая структура: актеры исполняют по несколько ролей. Радик Галиуллин играет Иленьку Грапа и St-Jerome, учителя, столкновение с которым и доводит героя до катастрофы. Денис Гильманов, Александр Бобровский,, Ирина Волкова играют по несколько ролей, и каждый эпизод является исключительно важной главой жизни Николеньки. Ирина Леонидовна Соколова играет графиню, бабушку Иртеньевых, которую боятся все в доме, она очень крепкая личность, которая собирает вокруг себя всю богему Москвы, при этом человек, который переживает огромную утрату. С одной стороны, Ирина Леонидовна идет немножко на сопротивление себе и рисует образ женщины-сталь, но, с другой стороны, большое сердце актрисы дает возможность создать лирические моменты, которые исключительно важны в образе бабушки.

Какого зрителя вы ждете на спектакль?

Это спектакль для семейного просмотра: он поднимает темы взаимоотношений внутри семьи. История потери и самоопределения насущна для детей 12-14 лет, пытающихся осознать себя в мире и довольно часто проходящих кризисы. На спектакле мы поразмышляем о том, что может помочь остаться собой и не сломаться, как сохранить секрет душевной молодости и какой силой обладает любовь к миру.

Елизавета Ронгинская
Фотографии Дмитрия Викторова и Татьяны Никишкиной

Об авторе Елизавета Ронгинская

Читать все записи автора Елизавета Ронгинская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.